Джеймс
Камерон не всегда ставил фильмы с многомиллионным бюджетом,
но всегда - со сногсшибательными эффектами. "Титаник"
- последнее детище Камерона - сделал его популярным на весь
мир, хотя эта популярность изначально стоила режиссеру неpвов
и денег. Три года он снимал свою каpтину, сталкиваясь со множеством
пpоблем оpганизационного, финансового и пpочего хаpактеpа.
В pезультате все окупилось сполна. Однако даже по пpошествии
года со дня окончания работ ТАКОЕ не забывается. Данное интервью
представляет собой компиляцию "Интеpнет-конфеpенции"
с Камеpоном и матеpиалов заpубежной пpессы, и публикуется
"Бумеpангом" как итог уходящего года, пpошедшего
под знаком "Титаника".
- Как случилось, что Вы заинтересовались "Титаником",
да так, что посвятили 3 года жизни съемкам Вашего фильма?
- Я пpоникся историей этого корабля лет 10 назад,
когда ставил "Бездну". Я тогда заинтересовался техникой,
позволяющей исследовать обломки "Титаника". С тех
пор и началось мое увлечение.
- Как Вы пытались совместить художественное и
реальное в фильме? Вы изучили историю корабля?
- Я изучил историю "Титаника". В ней
оказалось очень много пробелов и неясностей, но, делая фильм,
мы постарались быть как можно ближе к реальным событиям.
- Вы встречались с людьми, спасшимися с корабля
в 1912 году?
- Да, было человек шесть или семь, но они, к сожалению,
были в 1912 году грудными младенцами. Они не помнят, что с
ними случилось тогда, и знают об этом по рассказам своих родителей.
Если б были живы их родители, я получил бы куда больше информации.
- Вы слышали, что на "Титанике" был
писатель, написавший до этого книгу о корабле "Титания",
который тоже затонул в своем первом рейсе? Этот писатель также
погиб той ужасной ночью.
- Факты немного исковерканы. Книга называлась
"Тщетность: крушение "Титана", написана она
была Моpганом Робеpтсоном в 1898 году. Это была история о
хорошо оснащенном пароходе типа "Титаника", назывался
он "Титан". Столкнувшись с айсбергом, корабль, на
котором также находились богатые и знатные люди, потерпел
крушение и также затонул апрельской ночью. Это было его первое
плавание. Писатель на борту "Титаника" не был, но
когда писал книгу, как в воду глядел!
- Были ли какие-то правдивые элементы в истории
Джека и Роуз?
- Роуз - это имя моей родной бабушки, не имевшей
к "Титанику" никакого отношения, то есть персонаж
это выдуманный. Но, например, Роуз прыгнула с лодки обратно
на палубу подобно реальной женщине Иде Штраус, оставшейся
на тонущем "Титанике" вместе со своим мужем.
- Создавая сценарий, Вы знали, что на корабле
действительно был человек по имени Джек Досон?
- Вы хорошо знаете историю. Этот человек похоронен
в местности под названием Галифакс Нова Скотия. Я видел его
могилу. Только после этого я дописал сценарий!
- Инцидент с пароходом "Калифорниен"
был Вами забыт или просто вырезан?
- Я не стал снимать про "Калифорниен",
потому что меня больше интересовали события на "Титанике".
К тому же этот инцидент никого не спас, он не играл никакой
роли. Хотя мы снимали эпизод, как радист с "Калифорниена"
пытался предупредить "Титаник", но был проигнорирован.
- Что Вы почувствовали, когда первый раз опустились
на дно и увидели корабль?
- Хмм... ужас - мы чуть не врезались в него! Во
время первого погружения у нас не было акустической навигационной
решетки, последующие погружения были более контролируемы.
Там, на дне, было темно, для съемки требовалась специальная
аппаратура.
- "Титаник" - трехчасовое кино. Какие
сцены Вы хотели бы оставить в конечной версии фильма? Были
слухи, что лента предполагалась быть пятичасовой.
- Я не смог бы оставить пятичасовую версию. Я
готов был сделать фильм на полчаса дольше, но и этого не получилось.
Жаль, что не вошли в конечный вариант маленькие исторические
кусочки. А еще я с удовольствием снял бы эпизод, в котором
айсберг был вовремя замечен и корабль спасен. Однако история
не позволяет...
- Что заставило Вас призвать к участию молодых
актеров? Не было ли это рискованно при съемках такого грандиозного
фильма?
-
Это было задумано изначально - не брать больших звезд. На
студии мне говорили: "А ты не найдешь кого-нибудь другого?"
- "Кого?" - "Кому 19 - 20 лет и кто подходит
к твоим требованиям!" Но не было никого. Том Круз очень
хотел сняться в "Титанике" в роли Джека. Я это услышал
от его агента, но не ответил Тому, потому что не знал, что
из этого получится. Я мог бы взять его, но в таком случае
я должен был изменить очень многое. 35-летний Том Круз любит
17-летнюю девочку? Даже если девочке побольше годков - 25
- 26, так сейчас ей что - 110? По сценарию, Роуз было семнадцать
лет, Джеку - девятнадцать, и предполагалось, что люди такого
возраста, плывшие на "Титанике", сейчас еще живы.
Выбирая актеров, я еще и хотел, чтобы они хорошо сочетались
друг с другом. Я долго сопротивлялся Кейт, когда она первый
раз предложила себя на эту роль. Я не хотел, чтобы она играла
Роуз, и долго искал кого-нибудь на пробах, но потом все-таки
принял решение в пользу Кейт, я посчитал ее наиболее талантливой
и энергичной актрисой из числа ее сверстниц.
- А почему Ди Каприо? Вы были его поклонником?
- Единственное, что я смотрел с его участием тогда,
- это "Что гложет Гилберта Грейпа". Но фильм был
не особо хорош. "Ромео и Джульетта" тогда еще был
в производственном процессе. Ди Каприо казался простым очаровательным
мальчиком. Но он "приходил, видел, побеждал" - а
это была одна из главных черт его героя Джека Досона. Когда
я понял, что он-то мне и нужен, я попросил Лео попробовать
одну сцену с Кейт. Но то, что он сделал, повергло меня в уныние.
Мне казалось, что ему плевать на предложенную роль. Он сел
и с трагическим видом выкурил сигарету, а потом встал и сделал
эту сцену так, что я был просто поражен его резким перевоплощением.
Так быстро, неожиданно. Я побежал, чтобы посмотреть отснятое,
но его не было, так как Лео не захотел, чтобы это снимали.
Потом я предложил его кандидатуру студии. Но студии, похоже,
было все равно. Лео же то хотел, то не хотел сниматься. Он
вел себя очень причудливо. Вздумал снять эту роль несколько
иначе - пытался изображать обкуренного наркомана. Но я ему
объяснил, что его герой должен быть чистосердечным. В конце
концов он великолепно сыграл то, что на самом деле сыграть
было трудно.
- Леонардо Ди Каприо боялся огромного водного
пространства?
- Лео не боялся, он просто не любил воду. Ему
не нравилось быть в воде полностью одетым. Я предложил ему
подводный дыхательный аппарат, чтобы хоть как-то улучшить
его положение. Мы произвели несколько дублей, и ему понравилось.
- Билли Зейн - любопытный выбор на роль Кэла,
жениха Роуз.
- Здесь у меня была одна задача - Кэл должен выглядеть
как стандартный злодей. Вообще, Билли казался человеком с
большими комплексами. Но я решил, что он мне подойдет. У Билли
всегда появляется куча идей, он их разбазаривает, но если
эти идеи никто не воспринимает - он уходит и возвращается
с новыми.
- Думаете ли Вы, что "Титаник" отбросит
многие установившиеся технологии и режиссеры будут использовать
новые достижения техники? Не установит ли "Титаник"
в этом плане новые стандарты?
- Вроде бы каждый год появляется что-то новое,
меняются старые технологии. Но я скажу, что сделать "Титаник"
было в десять раз тяжелее, чем остальные мои фильмы.
- Как часто Вы используете компьютерные анимационные
технологии?
- Ну, например, в "Титанике" спецэффекты
обошлись в 40 миллионов долларов и составляют полчаса из всего
фильма.
- Вы не боялись, что с таким количеством утопленников
"Титаник" попадет в категорию R (фильмы категории
г разрешаются для просмотра детям после 17 или до 17, но в
присутствии родителей - Ред.)?
- Единственной проблемой для комиссии, сортирующей
фильмы по категориям, была эротика, имеющая место в фильме
в небольшом количестве, но, в конце концов, ее посчитали красивой.
- Вы проверяли количество людей после съемки,
а то вдруг кто потерялся в воде?
- Смешной вопрос. С каждым моментом съемки мы
боялись, чтобы кто-нибудь не пропал. Но никто не потерялся.
У нас было оборудование для людей, находящихся в воде. После
каждого дубля мы проводили перекличку, считали всех. Это было
важно, потому что у нас двести человек находилось в воде,
а спасательных костюмов было мало.
- Члены Вашей съемочной группы носили футболки
с надписью: "Мне уже ничего не страшно - я работал с
Джеймсом Камероном". Теперь, когда "Титаник"
на вершине успеха, футболки с какой надписью носите Вы?
- "Доверие - прекрасная вещь!" Ха-ха!
- Что бы Вы сказали поносящим "Титаник"
журналистам, которым бюджет фильма вскружил голову?
- Впредь пусть сначала посмотрят фильм, а потом
треплются.
- Что сделали с моделью "Титаника",
костюмами и прочей атрибутикой - они попадут в музей?
- Мы не называем это моделью. Да, по масштабу
это почти точная копия, но внутри мы не строили многих секций,
которые были на оригинале. Длина корабля была неполной. Дело
в том, что модель занимала ту "площадку", где должны
были снимать фильм о Бонде. Поэтому "Титаник" после
съемок нашей картины пришлось разбирать.
- М-р Камерон, Вы оставили себе какие-нибудь вещи
со съемок "Титаника", например, портрет Роуз?
- Я оставил его себе, потому что я его рисовал.
И еще захватил рулевое колесо с корабля.
- Вы плакали, когда смотрели конечный вариант
своего "Титаника"?
- Когда я смотрел фильм, я реагировал очень эмоционально
на происходящее на экране. Совсем по-другому - как зритель,
а не как режиссер.
- Одна мама привела свою маленькую дочку в кинотеатр
на "Титаник". После просмотра картины девочка увидела
много плачущих зрителей. Она подошла к одной заплаканной женщине,
обняла ее и сказала: "Не переживайте, Роуз сейчас со
своим Джеком, им хорошо вместе."
- О, как мило!
- М-р Камерон, как этот грандиозный, титанический
проект повлиял на Вашу личную жизнь?
-
Во время съемок фильма у меня не было личной жизни. Я очень
старался найти время, чтобы провести его со своей четырехлетней
дочкой. Вообще скажу, что киносъемки и семейная жизнь - вещи
взаимоисключающие.
- Вы пошли бы на дно вместе с кораблем, если бы
были на нем?
- Хочется думать, что я успел бы доплыть до одной
из шлюпок, пока они не отошли слишком далеко.
- М-p Камеpон, спасибо за такой чудесный фильм.
Теперь, после съемок, у Вас нет желания спуститься к обломкам
корабля снова?
- Сейчас у меня нет надобности это делать. Этим
фильмом я поставил точку на своих отношениях с "Титаником".
|