Недавно
на TВ в передаче "Национальный интерес" обсуждали
проблемы школ. Свели вместе преподавателей из Москвы и из
провинции. И тут произошла "нестыковочка".
Провинциалы рассказывали о своей нищете, о невыплачиваемой
по полгода зарплате, о падающих в голодные обмороки детях,
не способных от недоедания запомнить простейший материал,
о забастовках, наконец. А их коллеги из Москвы стыдили их
за забастовки и говорили, что учителя не имеют права бастовать.
А когда один из провинциальных учителей истории признался,
что он совсем не по программе рассказывает своим ученикам,
почему все эти безобразия в стране происходят, и употребил
"крамольное" выражение "компрадорский капитал",
некий преподаватель частного московского лицея взвился и возопил,
что это, дескать, преступление и нельзя, нельзя, нельзя привносить
в школу идеологию! Можно подумать, в семье, на улице, в церкви,
на экранах TВ школьники с идеологией не сталкиваются.
В общем, впервые за многие годы учителя из столицы
и из провинции друг друга не поняли.
Когда я приехал в Омскую область, где наш Центр
проводил социологическое обследование, я понял, почему так
получается. Омск, а тем более область - это вам не Москва.
Промышленность стоит. Денег ни у кого нет. Реклама по TВ бесит
голодных людей. Видеомагнитофон, если он есть, - один на 10
- 15 семей. Денег на кассеты нет. Поэтому покупают самое-самое
нужное. Не комедии какие-нибудь. Тем более что эти комедии
не имеют никакого отношения к реальной жизни. Ну не будут
эти ребята из семей голодных и безработных инженеров и младших
научных сотрудников смотреть "Pretty Woman"! Ну
не верят они в сладкую сказку о том, как мультимиллионер встретил
на улице пятидолларовую проститутку, воспылал к ней неземным
чувством, забpосал шмотьем, нацепил ей на шею бриллиантовое
колье и вообще проникся любовью к рядовым труженикам. А проститутка,
натурально, тут же перевоспиталась и стала леди из высшего
общества... Смешно это им. А на Джулию Робертс и Ричарда Гира
они не западают. Как-то так получилось, что они уже не влюбляются
в кинозвезд. Только друг в друга.
Зато вот "Китаянка" Жан-Люка Годара
их канает. Фильм о том, как самоорганизовалась из студентов
маоистская группа, создала коммуну, самообучилась, проштудировала
литературу и перешла к революционным действиям (к созданию
"революционного театра" и к террористическим актам)
- им близок и понятен. У них у самих такая судьба. Они сбиваются
в кружки, изучают литературу и затем начинают: кто - создавать
"революционный театр" ("Красная крыша"
в Самаре), кто - "революционную рок-группу" (по
всей стране уже навалом). А купить пистолет в провинции -
плевое дело. Одному иркутскому анархисту как-то предлагали
всего за 12 тысяч рублей ракету "земля - воздух".
Он уже было решил купить (думал, это "стингер")
и бросился по знакомым и друзьям деньги занимать, но потом
оказалось, что это - стационарная установка на тягаче с платформой.
"Эге, такую хранить негде!" - сообразил анархист
и покупать ракету не стал.
Голодные, злые и, что самое интересное, хорошо
образованные, они ненавидят Москву. "Вы там за наш счет
жируете!" - с ненавистью говорили мне и моим коллегам
в Омске, Новосибирске, Красноярске и Краснодаре. Москва и
провинция - это даже не две разные страны, это две разные
планеты. В Красноярском крае мы обнаружили, что у многих нет
телевизора. То есть телевизор есть, но он давно сломался.
А денег починить, а тем более купить новый - нет. Так правительство
утратило последний канал пропаганды - потому что центральные
газеты давно уже никто не выписывает и не читает. Если какие
газеты и читают - то местные: чтобы узнать, повысят ли цены
на газ и когда и на сколько дней закроют мост через, например,
Енисей (тогда в другую половину Красноярска не попадешь!).
А вот в поселке Памяти 13 Борцов под Красноярском
нам рассказали удивительную историю. У одного парня (поклонника
Че Гевары и Фиделя Кастро) родители постоянно ругались из-за
того, что в семье не было денег. А денег не было из-за того,
что единственное в поселке предприятие простаивает. Но папаша
как-то смекнул, что каждый семейный скандал начинается после
очередного рекламного блока на TВ, где то стиральную машину
предлагают купить, то "мерседес". И однажды, когда
пошла по TВ реклама и жена уже начала pаздpажаться, он схватил
молоток - и кинул прямо в экран! Телевизор взорвался. Скандал
был страшный, родители подрались. Зато потом в семье наступили
мир и взаимопонимание.
Сидят они теперь вместе на кухне, пьют чай без
сахара с сухарями (больше есть нечего) и дружно кроют капитализм.
Сын уже даже никакой "революционной пропагандой"
среди родителей не занимается. Раньше он им про Че Гевару
да про революцию, а они ему - что он оболтус и допрыгается
со своей революцией до тюрьмы. А теперь, только он про революцию
да про партизан заикнется, отец отвечает: "Не учи ученого.
Я, в отличие от тебя, экзамен по научному коммунизму в
институте сдавал. Понял? И ты в армии не служил, а я был в
десанте. Умею стрелять из всего, включая безоткатное орудие.
Понял? Когда революция начнется - нужны будут не такие длинноволосые,
как ты, а такие, как я. Отличники боевой и политической подготовки.
Понял?" То есть о том, что революция нужна и что она
непременно будет, они уже даже и не спорят.
А вот еще пример - краснодарский. Видел сам. Местные
злобные студенты под водительством леваков решили сорвать
"рэйв пати" "золотой молодежи" в рэйв-клубе.
Делалось это так. Большими группами студенты у входа в клуб
отлавливали сынков и дочек местной элиты и начинали "ра-ра"
(разъяснительную работу): "Ты знаешь, ..., что у нас
почти все предприятия стоят? Ты знаешь, ..., что у нас в больницах
люди умирают оттого, что лекарств нет? Ты знаешь,
..., что у нас в семьях жрать нечего? Ты знаешь, ..., что
у нас дети собой торгуют? А ты пятьдесят баксов только за
вход выкладываешь? Откуда баксы - ты же не работаешь? Ты знаешь,
как это называется? Пир во время чумы! Ты въезжаешь, что так
нельзя, или тебе зубы выбить?" Пойманные рэйверы единодушно
соглашались, что "так нельзя" - и сматывались. В
клуб не попал ни один человек! Вечер был сорван.
Потом приехали менты (кто-то настучал, понятно)
и повинтили всех "разъяснителей".
Далее события развивались следующим обpазом. В
отделении милиции бунтари вежливо спрашивали: "А за что?
Мы что, кого-то били? Есть побои? Мы же никого пальцем не
тронули! Мы же вели разъяснительную работу, что нехорошо выбрасывать
пачками доллары, когда кругом люди голодают. Аморально это.
Не по-нашему это, не по-русски, не по-казацки". Менты,
кстати, и сами подолгу зарплату не получали. И понятно, кому
сочувствовали. С документами у инициативной гpуппы было все
в порядке. С доводами - тоже. Поэтому всех отпустили: взять
с бедных студентов было нечего...
|