У
них нет письменности и они почти не знакомы с цивилизацией.
Они поклоняются морской черепахе и чувствуют себя в воде увереннее,
чем на суше. Вечные странники, они не случайно названы морскими
цыганами. Кто этот народ: мирные рыбаки или грозные пираты?
Первые встречи
Мы причалили к берегу небольшого острова у побережья
Таиланда в Андаманском море. Сегодня он известен как "Остров
Джеймса Бонда" - здесь снимался вышедший в 1974 году
фильм "Человек с золотым пистолетом". Местность
весьма живописна: причудливые известковые скалы, поросшие
зелёным кустарником, заливчики, обрамлённые белым песком,
а в лагуне - удивительная по форме скала, похожая на гриб.
Она-то и служила фоном для приключений "агента 007".
Вот и едут туристы посмотреть на природные красоты и диковинки,
прославленные кинематографом. А где туристы - там и продавцы
сувениров. Поэтому первое, что видишь на этом крошечном островке
- лотки торговцев под навесами. "А вон - морские цыгане",
- сказал лодочник, доставивший нас по мелководью с катера
на берег, и указал на нескольких мужчин, разложивших ракушки
прямо на земле.
Их бы и я сам выделил среди прочих торговцев,
в основном мусульман, которых немало в южных районах Таиланда
и которые туристам буквально прохода не дают: хватают за руки,
предлагают всевозможные сувениры. "Морские цыгане"
сидели молча, не вскакивали, не жестикулировали. И ещё их
отличали более смуглый цвет кожи и одежда: лишь яркие саронги,
да футболки.
День спустя, уже у островов соседнего архипелага,
я вновь увидел морских цыган - на сей раз на лодках, у входа
в одну из многочисленных здесь пещер. По шестам и верёвкам
они ловко взбирались под её тёмные своды - особенно тёмные
на фоне лазурного моря и голубого неба. "Собирают "ласточкины
гнезда" - самое дорогое лакомство в китайских ресторанах",
- объяснил капитан нашего катера.
Кочевники южных морей
О морских цыганах - самом загадочном и романтичном
народе Юго-Восточной Азии - я был наслышан и раньше. Морские
кочевники с туманным прошлым, бороздящие на своих лодках южные
моря - таков этот небольшой народ, который назвали "цыганами"
из-за их образа жизни. Кстати, к нашим цыганам эти обитатели
побережья и островов Андаманского моря не имеют никакого отношения.
Просто они - кочевники, их жизнь вольна, как ветер, у них
почти нет собственности, а имущество составляют только предметы
первой необходимости. Некоторые утверждают, что у них матриархат,
но, вообще-то, их социальное устройство - если таковое вообще
существует - мало изучено.
Нет единого мнения и о происхождении морских цыган.
Одни считают, что это меланезийская этническая группа, которая,
вероятно, мигрировала из южного Китая 4 тысячи лет назад,
а затем проживала на Малайском полуострове, обособившись от
других групп в конце XVII века, пока не была вытеснена мусульманами.
По другой версии, они пришли со стороны Бирмы или с Никобарских
островов и, возможно, являются потомками древнеиндийской ведической
расы.
Сегодня в Таиланде морских цыган официально называют
"чао-тай-май" - "новые тайцы". Но и с
"новыми русскими" они не имеют ничего общего. Этот
титул был присвоен морским цыганам лишь для того, чтобы подчеркнуть
их интеграцию в местное общество. Но так как они не желают
вписываться в современную экономику, то и не получают никаких
дивидендов от туристского бума, который переживает Пукет и
соседние острова.
Ныряльщики и пираты
Полгода - с октября по май, в "сухой сезон"
- морские цыгане проводят в море, группами из полудюжины лодок,
на каждой из которых живёт одна семья, обычно в трёх поколениях.
Они отличные мореходы и рыбаки. Сейчас они пользуются сетями,
а некогда охотились под водой только с копьями. Когда рыба,
осьминоги, мидии пойманы, готовится еда. Хранить запасы нет
смысла - Андаманское море богато пищей круглый год. Кроме
того, на берегах и скалах цыгане собирают червей, насекомых
и летучих мышей.
Морские цыгане - великолепные ныряльщики; они
могут не только надолго погружаться, но и собирать раковины
на глубине до 23 метров! Исследования, которые проводились
в последние годы, выявили, что у детей морских цыган способность
видеть под водой вдвое лучше, чем у их европейских сверстников.
Так что недаром в Таиланде их зовут "чао-лей" -
"люди моря".
В колониальные времена они имели репутацию пиратов.
Насколько это верно, сказать трудно, ибо многие жители побережья
между Пукетом и Пенангом - с россыпью из сотен островов и
бесчисленными заливами, где можно было укрыться - занимались
контрабандой и разбойным промыслом. Эти места у входа в Малаккский
пролив веками считались самыми опасными во всей Юго-Восточной
Азии.
Дети черепахи
В Таиланде проживает примерно четыре тысячи морских
цыган. Из-за отсутствия письменности их культура постепенно
исчезает, поглощаясь господствующей тайской, однако они сохранили
свой язык и собственные верования. Морские цыгане по-прежнему
остаются, в основном, анимистами, не проявляя на протяжении
веков заметного интереса ни к буддизму, ни к исламу. Так,
умерших они отвозят на "мёртвые острова", где души
усопших продолжают своё существование. Регулярно они проводят
и церемонию "лой-руа", пуская на воду лодку с фигурками
людей, которые символизируют обитателей деревни и устраивают
ритуальные танцы "ронг-нгенг".
Раз в году морские цыгане охотятся на священных
морских черепах и едят их мясо. Согласно легенде, в очень
давние времена, одна из женщин их племени превратилась в черепаху,
сохранив лишь человеческую голову. С тех пор морские цыгане
поклоняются черепахе, как своей сестре. И только раз в год,
выполнив все необходимые ритуалы, они могут охотиться на этих
животных и есть их вкусное мясо.
Санга-У
Лишь в период муссонов морские цыгане выбираются
на побережье, где сооружают временные жилища на сваях. Но
есть и пример осёдлости. Деревня Санга-У на самом юге острова
Ланты в Адаманском море представляет собой два расположенных
рядом поселения и существует уже более полувека (хотя согласно
преданиям, морские цыгане обосновались здесь 500 лет назад).
Санга-У - попытка компромисса между привычной
жизнью на просторах моря и благами цивилизации. Жители деревни
по-прежнему занимаются традиционными ремеслами: при мне несколько
мужчин чинили сети, один строил лодку - для рыбалки или ритуальную,
понять трудно. Всё делается открыто. Даже моются на улице,
чуть в сторонке, но не прячась. Хотя, говорят, в некоторых
домах есть даже водопровод, а уж электричество - точно: заглянув
в один, я увидел стоящий там телевизор.
Мужчины, как и многие века назад, на несколько
дней выходят в море на рыбалку, ныряют за ракушками и мидиями.
Всё также исполняется танец "ронг-нгенг", правда
аккомпанементом для него служат уже и скрипка, и арабский
бубен, и китайский гонг. Дети играют, плавают, учатся забрасывать
сети. В двенадцать лет мальчики, закончив от силы два-три
класса, начинают рыбачить вместе с отцами. Все обитатели деревни
носят одну фамилию - Тале-Люг, что означает "глубокое
море". Появление таких "фамилий" стало результатом
получения статуса "новых тайцев", что дало цыганам
политические права и возможность владеть землёй.
Удивительно, как только сумели жители Санга-У
сохранить многие обряды, устоять перед безжалостным давлением
цивилизации! Думается, что одна из причин - уединённость острова
Ланты. Но, главное, наверное, - в мировосприятии морских цыган.
Замкнувшись в своём загадочном мире, не имеющем ни начала,
ни конца, они довольно безразлично реагируют на появление
у своих домов туристов, не выражая ни недовольства, ни радости.
Лишь дети, замечая направленную на них фотокамеру, улыбались.
|