Все мы привыкли к тому, что на заборах и стенах домов пишут фразы типа «Спартак – чемпион», «Сеня любит Машу», а ещё чаще – содержащие информацию о том, кому и куда идти или кто есть кто. Но имеются люди, которые превратили хулиганство в искусство, они расписывают стены заброшенных зданий и вагонов художественными рисунками. Их называют райтерами (от англ. to write – «писать»), а стиль, в рамках которого они работают – граффити, от итальянского слова graffito – «нацарапанный». Зародилось это движение в далекие 70-е года прошлого века. Началось всё с того, что молодым людям понравилось писать своё имя или прозвище – тэг. Тех, кто этим занимался, называли тэггерами. Настоящий бум любителей оставить свой автограф произошёл в Нью-Йорке, где данный способ самовыражения пришёлся по вкусу молодёжным уличным бандам, которые таким образом начали помечать свою территорию. Особым шиком считалось расписаться в чужой «зоне ответственности», но участь того, кто попался за этим занятием, была незавидной. Власти города вскоре стали безжалостно уничтожать подобные надписи, и тэггеры ушли в прямом смысле под землю – в метро. Одновременно к любителям расписаться пришло понимание того, что можно идти дальше кличек и имён и делать рисунки. На смену маркерам пришли баллончики с краской. Вначале выполнялся эскиз («скетч»), затем одним цветом наносился контур рисунка на стену, ну а после этого работа выполнялась в цвете. С 1975 года такие картины стали ежедневно появляться внутри и снаружи вагонов нью-йоркского метро, поскольку депо находилось под открытым небом и любой желающий мог свободно туда попасть. Ребят, которые занимались таким необычным творчеством, стали называть «бомберами», а «бомбить» означает «незаконно создавать настенные рисунки».
Из США граффити пришло в страны Европы, что стало полной неожиданностью для многих. Повсеместно были проведены операции «Чистые стены» – очищение поверхностей зданий от рисунков, а сами райтеры подвергались преследованию со стороны полиции. Кое-где градоначальники специально выделяли заброшенные районы мегаполисов для уличного рисунка. А США столкнулись с массовой миграцией мексиканцев и выходцев из стран Латинской Америки. Роспись стен домов была у них в культуре с незапамятных времен, только эти художники работали не баллончиками, а кистями. Темпераментные латиноамериканцы искренне не могли понять, почему им пытаются запретить их национальный вид самовыражения. Словом, своеобразное противостояние художников-неформалов и администрации городов продолжается и по сей день. С течением времени стали появляться различные направления и видоизменения рисунков. Типы шрифта, персонажи картин – со всем этим неоднократно экспериментировали райтеры. Те, кто рисует уже не один десяток лет, не пользуются эскизами-скетчами, а импровизируют с ходу. Кроме того, иногда свой рисунок наносится прямо на чужой, хотя это и считается вопиющим неуважением. После нескольких уличных войн райтеры пришли к выводу, что, во-первых, нельзя закрашивать чужой рисунок определённое количество времени, а во-вторых, новичок не может писать поверх работы художника со стажем. В Россию граффити проникло с первой волной перестройки, а городами-застрельщиками этого искусства улиц стали Калининград и Санкт-Петербург. Первые шаги сделали болельщики футбольных команд, прославлявшие в рисунках и надписях свою команду и издевавшиеся над клубом противника. По этой причине фанаты до сих пор недолюбливают райтеров. Но многие молодые люди пошли дальше футбольной темы и стали рисовать действительно интересные с художественной точки зрения работы. Сначала они работали автомобильными аэрозолями, но прошло пару лет, и в крупных городах открылись специальные магазины, где желающие могли приобрести баллончики с краской и насадки, необходимые для рисунков. Милиция и хулиганы очень быстро вынудили российских райтеров отказаться от надписей на стенах жилых домов, да и сами художники, по их словам, предпочитают «не гадить там, где живут люди». Основным местом их творчества стали брошенные здания, старые гаражи, вагоны поездов и заборы вдоль железнодорожных линий.
Среди райтеров есть и девушки. «Мой парень не хотел, чтобы я начала рисовать, так как занимался этим он. Сначала я стояла «на стрёме», во время выполнения его ночных рисунков. Позже я познакомилась с его друзьями и начала рисовать много эскизов», – вспоминает Карма, художница с девятилетним стажем. Несмотря на своеобразное полупризнание граффити в качестве вида искусства, в нашей стране райтер до сих пор достаточно сильно рискует, прежде всего – своим здоровьем. «Власти просто не понимают творчества граффити. Впрочем, есть и такие люди, которые, наоборот, относятся к нему нормально, даже деньги, бывает, дают и хвалят. Жаль, что таких людей очень мало. Думаю, если бы нас не штрафовали, все города смотрелись как-то цветастей», – рассуждает Дмитрий Антоненко, райтер из Кемерова. По его словам, ребята стараются не работать поодиночке – пока один рисует, другие его прикрывают. Впрочем, уличную шпану это не всегда останавливает, иногда для расправы в ход пускают ножи и арматуру. «Самое смешное, что если тебе удался хороший рисунок в цвете, те же пожилые люди и уличные отморозки, которые тебя ещё вчера гоняли, проходят мимо и говорят: «М-да, вот это рисунок, интересно, кто его сделал?» – улыбается Дима.
Есть среди тех, кто рисует граффити, настоящие экстремалы. Сравнительно недавно получил распространение гринбомбинг. Его суть в следующем: автомашины, владельцы которых паркуются на газонах, подвергаются росписи. Нанося на кузов машины что-то вроде «Я паркуюсь на газоне», гринбомберы пытаются приучить автовладельцев к культуре движения и стоянки в городе. «Люди должны перестать считать, что им кто-то что-то должен (в данном случае – строит стоянку), в этом вся проблема. Нужна парковка – думай, как её организовать. Машина ведь не только привилегия, но и ответственность», – считает один из художников-радикалов. Желание навести порядок в городе вполне объяснимо. Однако гринбомберы могут быть привлечёнными к уголовной ответственности по статье 167 Уголовного кодекса («умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества») и угодить на два года за решётку. Кроме того, были случаи, когда хозяева машин заставали райтеров врасплох, и это заканчивалось печально. И всё же граффити как вид искусства постепенно завоёвывает общее признание. Уже несколько лет подряд в ряде городов мира проходят фестивали райтерского искусства. В нашей стране подобное мероприятие проходило в 2006 и 2007 годах в Питере под названием «Meeting of styles» («Встреча стилей». – В.В.). Там художники из разных городов России имели возможность представить свои работы на суд широкой публики. Нравится кому-то или нет, но сейчас в стране уже существуют граффити-художники, а не только любители испортить надписями забор.
Владимир ВАЩЕНКО |