Семейка Файнс
Джозеф
Альберик Файнс родился в Салисбери, в графстве Уилтшир, в Англии,
27 мая 1970 года. Впрочем, рождение ребёнка в семейке Файнсов к
тому времени стало событием весьма ординарным. Но при всей своей
многочисленности Файнсы были не каким-то многодетным выводком, погрязшим
в голоде, бытовухе и перебивающимся с одной государственной дотации
на другую, а семьёй весьма интеллигентной. Глава её, Марк Файнс,
несмотря на то, что был родом из фермеров, очень прилично снимал
на фотокамеру; мать, Джини Файнс, была довольно известной поэтессой,
писательницей и художницей. Дети воспитывались в истинно английской
строгости и чопорности. Они ходили в театр, смотрели классическое
кино, читали умные книжки и вообще всячески изучали и уважали культуру
и искусство. Была даже традиция обсуждать просмотренный спектакль
после семейного похода в театр, где Файнсы занимали, наверное, полпартера.
В общем, благодаря славному образованию и умению что-нибудь
отстаивать детишки выросли - один лучше другого. Старший Ральф Файнс
стал известным актёром. Следующая по возрасту, Марта Файнс - режиссёром
кино, видеоклипов и рекламных роликов. Далее идут музыкант Магнус
Файнс, продюсер Софи Файнс. И, наконец, близнецы Джозеф и Джакоб
(забыл сказать, их тогда родилось двое). Последний пошёл своим особым
путём и стал фермером в каком-то уэльском лесничестве.
Будучи самым молоденьким в семье, Джозеф просто был
вынужден ориентироваться на братьев своих больших и обрести себя
в искусстве. Это и произошло, когда семья переехала в Ирландию.
Там Джо поступил в Школу искусств. Но вскоре бросил и стал подрабатывать
в Юношеском театре. "Я четыре года пахал простым костюмером, но
это - самый верный способ вникнуть в суть актёрского мастерства!"
- утверждает Джо. Овладев азами профессии, он просто запрыгнул в
поезд и поехал в Guildhall School of Music and Drama. Живи он в
России века этак два назад, наверное, сел бы на воз с рыбой.
В школе драмы его научили всяким актёрским примочкам:
танцам, пению, фехтованию, гарцеванию на лошади, гонянию на мотоцикле
и разным акцентам, в числе которых южноирландский, лондонский, американский
и даже итальянский. После всего этого Джо просто не мог не замелькать
на театральных афишах: в "Джуде Чёрном", в "Электре", в шекспировских
"Как вам это нравится", "Макбет", "Троил и Крессида".
Равнение на брата
Ральф Файнс - на 8 лет старше Джозефа. Карьеру в кино
он начал всего-то в 90-м году, но быстро добился успехов в этой
области. При этом он играл весьма сложных по натуре героев, а не
каких-нибудь "супер кунфуистов-раздолбаев с пулемётом наперевес-3".
Он знаменит фильмами "Список Шиндлера" (сценарий предварительно
одобрила мать, так как Ральфу досталась роль фашиста), "Викторина",
"Английский пациент", а также картиной его сестры Марты "Онегин",
где сыграл главного франта отечественной школьной программы по литературе.
Поглядев на братца, Джозефу тоже ой как захотелось в кино. "Имя
Ральфа конечно же открывало передо мной много дверей, но в эти двери
надо было ещё пройти!" - рассуждает Джо.
Каким-то образом он прошёл в дверь режиссёра Бернардо
Бертолуччи, который снимал в то время "Ускользающую красоту" (Stealing
Beauty). Вместе с ним на съёмочной площадке оказались Лив Тайлер
(Татьяна Ларина из "Онегина"), Джереми Айронс и звезда французского
кино Жан Марэ, сыгравший свою последнюю роль. Дебют, так сказать,
удался.
Следующий фильм Файнса был калибром помельче, но всё
же снискал определённый успех, обычный для комедийной мелодрамы
с глупым по коммерческим меркам английским названием "Martha Meet
Frank, Daniel and Laurence", зато успешно переведённым на русский
как "Кое-что о Марте". Джозеф в нём играет Лоуренса, которого вся
эта история привела к психоаналитику. Да, правда, какой ужас: три
друга влюбляются в одну и ту же девушку, вовсе не подозревая об
этом.
Затем в жизни Джозефа состоялись два проекта, после
которых можно говорить о достойной конкуренции брату Ральфу. Речь,
конечно же, идёт о картинах "Елизавета" и "Влюблённый Шекспир",
снятых примерно об одном и том же периоде истории. Начнём с "Влюблённого
Шекспира", где Джозеф играет, конечно же, влюблённого Шекспира,
который со всей своей сонетовской романтичностью втрескивается в
героиню Гвинет Пэлтроу и черпает из этого вдохновение для своих
незабываемых пьес. Фильм получил семь "Оскаров", что на шесть "Оскаров"
больше, чем получила "Елизавета". Это в принципе объяснимо, ведь
"Шекспир" был проектом больше американским, а "Елизавету" сняли
англичане. К тому же режиссёром "Елизаветы" был индиец Шекхар Капур,
который, видимо, очень хорошо помнит многолетнюю колонизацию родной
Индии англичанами, поэтому теперь отыгрывается, пересказывая историю
Англии на свой лад.
"Елизавета" переносит нас в эпоху правления Елизаветы
Тюдор, которая, оказывается, была не менее влюблённой, чем Шекспир.
К ней, правда, подруливали всякие заморские принцы да королевичи
с предложением руки, сердца, чести, достоинства, кошелька и полцарства
в придачу, но они ей были нужны, как кролику скафандр. Ведь у неё
был единственный возлюбленный Роберт Дадли, граф Лейкестер - его-то
и играет Файнс. Правда, этот Дадли оказался впоследствии проходимцем
и женатиком. Но королева его очень любила или что-то вроде того,
поэтому не стала ему башку отрубать, и, как уверяют в конце авторы
фильма, будто даже повторила его имя перед смертью. И плевать хотел
господин Капур на историческую правду, согласно которой Елизавета
пыталась спихнуть лорда Лейкестера в мужья своей политической сопернице
Марии Стюарт. Ему, Капуру, захотелось увидеть всё именно так, потому
что это его, Капура, дело.
Далее Джозеф переметнулся к эпизодам российской истории:
следующий проект переносит нас в сталинградские окопы в 1942 год.
В картине "Враг у ворот" (Enemy at the Gates) фашистские войска
бьются с Красной Армией за Сталинград.
Следующую роль Файнса можно считать куда более приятной.
Речь идёт о недавно вышедшем триллере "Убей меня нежно" (Killing
Me Softly). Главной героине фильма, которую играет Хитер Грэм, блондинка
с большими и вечно удивлёнными глазами, надоел её зануда-сожитель.
Ведь вокруг просто полно страстных парней. Это она в очередной раз
поняла, когда по дороге на работу у светофора встретила мужика с
чудным (ударение на "ы") взглядом объевшегося киндерсюрпризами маньяка
в исполнении Джозефа. Фильм снят очень неглупо, даже местами красиво,
но сюжет ужасно предсказуем. Здесь всё, как по Чехову: если показали
пистолет, значит, он в конце непременно пальнёт.
Как можно не любить кино
Скоро на наши экраны буквально посыплются киноработы
Джозефа Файнса. Так совсем недавно Джозеф сыграл в картине "Лео"
(Leo) вместе с Элизабет Шу, Сэмом Шеппардом и Деннисом Хоппером.
Не обольщайтесь, сюжет фильма к биографии Леонардо ДиКаприо никакого
отношения не имеет. Кроме того, сейчас Джо снимается с Альфредом
Молиной и Питером Устиновым в драме "Лютер" (Luther), где играет
Мартина Лютера, участвует в военном боевике "Большой рейд" (The
Great Raid) и даже озвучивает мультик про Синдбада, сидя за микрофоном
рядом с Брэдом Питтом, Мишель Пфайффер и Кэтрин Зета-Джонс.
При этом Джо не прекращает признаваться, что театральные
роли ему больше по душе. Как только Джозеф стал сниматься в кино,
его сразу начали обсуждать. Как он играет, сколько получает, а в
1999 году даже засунули в список самых красивых дядек и тётек мира.
Самое неприятное, что всем стала известна хронология
личной жизни "влюблённого Шекспира". С 1991-го по 1998-й его подружкой
была Сара Гриффитс (снималась в мелких телесериальчиках, в американской
базе кино в её биографии написана единственная фраза: "Встречалась
с Джозефом Файнсом" и дата), затем на срок до 2000 года её сменила
Кэтрин Маккормак ("Храброе сердце", "Честная куртизанка", "Портной
из Панамы", "Шпионские игры"), а далее на пост подружки Джо заступила
29-летняя визажистка Фиона Джолли, которая ему до сих пор чего-то
визажирует.
Джо
вся эта шумиха очень даже не по душе! Вот его брат Ральф придумал
отличную отмазку от всяких публичных мероприятий - он всем рассказывает,
что нездоров и сидит один дома. Но Джозефу повторять то же самое
вроде как-то неудобно. Зато он метро пользуется, наверное, для того,
чтобы иногда не чувствовать себя звездой. В метро его часто узнают,
место уступают и предлагают подержать пакетик, но чаще подскакивают,
требуют автографы, щиплют за бородку и орут "А-а-а! Шекспир
влюблён-н-ный па-ашёл!!!!". В таких случаях приходится побыстрее
сматываться. "Я вообще подался в кино потому, что там платят
больше, чем в театре, но театр я сильнее люблю! - признаётся Джо.
- К тому же я не очень верю в то, что в кино можно стать кем-то
особенным и незаменимым, ведь вокруг столько коллег-актёров; да
вы только посмотрите: нас целый коридор!"
Одно неясно - что в этом коридоре делает Джо? Он ведь, кажется,
уже в дверь прошёл... Может, он иногда, на некоторые фильмы, выходит
поразмяться? |