В
ноябре в Московском дворце молодёжи состоялась премьера нового
мюзикла "12 стульев". По статистике произведение
Ильфа и Петрова - самая популярная книга в России. Роман идеально
вписался в сценическую концепцию, которая не позволяет зрителю
ни расслабиться, ни устать.
- Мы подчеркнули лирическую линию, - говорит
режиссёр мюзикла Тигран Кеосаян. - Мадам Грицацуева
у нас не столько комическая, сколько лирическая героиня. Очень
хороша собой!".
Вскоре после премьеры наш корреспондент побывал
в МДМ, где побеседовал с одним из создателей мюзикла - известным
композитором Игорем Зубковым (сыном Валерия Зубкова,
автора музыки к фильмам "Цыган" и "Возвращение
Будулая") за плечами которого - Мерзляковка, куда он
поступил по совету знаменитого актёра и конферансье Бориса
Сичкина, и Московская консерватория, где учителем Игоря был
прославленный Тихон Хренников, написавший в своё время комическую
оперу "Золотой телёнок".
- Работая над мюзиклом, я вспомнил свой прежний
опыт, когда во время учёбы в консерватории работал в "Иллюзионе"
тапёром на немых фильмах, - вспоминает Игорь, - Тогда я просмотрел
и проиграл, как тапёр, всю классику мирового кино. Не я первый
- и Шостакович, и Прокофьев эти занимались. Я хорошо понял,
что такое видеоряд, как нужно распределить музыкальное сопровождение.
Полезная вещь, которой в консерватории совершенно не учат.
- Ария мадам Грицацуевой, - продолжает Игорь,
- в нашем мюзикле она одновременно звучит и очень драматично,
и очень смешно. Важный фрагмент - песня о Москве, написанная
в стилистике песен "Московские окна", "Дорогие
мои москвичи". Таких песен давно не было. Все эти три
песни вошли в сингл, посвящённый мюзиклу.
Зубкову не впервой писать произведения по литературным
произведениям - вначале была симфония, тема которой была подсказана
лидером группы "Алиса" Константином Кинчевым, -
по мотивам эпопеи Толкиена "Властелин колец". Симфония
была написана, принята в качестве дипломной работы и даже
прозвучала в стенах Московской консерватории.
Между той симфонией и нынешним мюзиклом было много
песен, ставших хитами. Их исполняли Татьяна Овсиенко ("Дальнобойщик",
"Женское счастье", "Школьная пора", "За
розовым морем"), Кристина Орбакайте ("Без тебя"),
Филипп Киркоров ("Влюблённый и безумно одинокий"),
Татьяна Буланова, Михаил Шуфутинский. Будут хиты и в новом
мюзикле. Одна из композиций уже звучит в эфире - это песня
"Ход конём".
Среди первых зрителей мюзикла была дочь Ильи Ильфа
- Александра Ильинична Ильф, которую, по её словам,
частенько представляют как "дочь Ильфа и Петрова".
Вот что она говорит о спектакле:
- Больше всего я боялась оглохнуть. Это же первый
мюзикл, на который я вообще пошла! Привезли приглашение, я
в ужасе посмотрела - пятый ряд! Ведь это очень громко, наверное...
Оказалось, всё не так страшно. И мнения критиков, посмотревших
спектакль на предпремьерном показе, тоже были, прямо скажем,
пугающие. И то им не понравилось, и это, и ария Кисы, и Максим
Горький... Ну, почему не вставить Максима Горького? Ильф и
Петров смеялись над всем. И, по-моему, всё получилось достойно.
Особенность юмора Ильфа и Петрова в том, что он выдерживает
любые интерпретации. Мне понравились декорация, стилизованная
под татлинскую башню, тема Бендера "Ход конём" и
замечательная чечёточная хореография. Приходилось слышать,
что Остап получился таким душкой чуть ли не против авторской
воли... Это в советское время надо было "протаскивать"
Остапа, говоря, что вовсе не он их идеал, а сегодня можно
честно сказать, что никакой советский идеал в этой прозе не
просматривается. Бендер заворожил своих создателей: они не
в силах были противиться его обаянию. И необходимость убивать
Остапа была в момент окончания "Стульев" в тягость
им обоим, поэтому им бы наверняка понравилось, что в конце
он воскрес и спел "Жизнь прекрасна". Разве она не
прекрасна, в самом деле? Особенно когда рядом Бендер? Он ведь
и впрямь авантюрист только во вторую очередь, а в первую -
художник, который умудряется всё превратить в приключение.
Для Игоря Зубкова мюзикл начался в 2001 году,
когда ему позвонил Александр Цекало. "Я хочу,
чтобы ты написал мюзикл "12 стульев", - сказал он.
Согласен, ответил композитор.
- Он оставил выбор поэта за мной. Я подумал, что
было бы забавно и интересно, если бы стихи написал человек,
похожий на Ильфа и Петрова по своей сути. И я нашел такого
человека. Поэт Александр Вулых - копия Ильфа. Человек, который
проработал много лет, правда, не в "Гудке", а в
"Московской правде", начиная от корректора, заканчивая
заместителем главного редактора. Человек, которому лучше всего
удаётся писать хулиганские стишки, и при этом он в глубине
- тонкий лирик. Сначала и он, и я немножечко не врубались
в жанр. Чтобы объяснить, что такое мюзикл, мне Цекало и Кеосаян
притащили дикое количество компактов. Ориентация была на Бродвей,
классику мюзикла - "Поющие под дождём", "Серенада
солнечной долины", "Моя прекрасная леди", "Звуки
музыки"... Тема Бендера, очень драматичная и лиричная,
возникла после того, как Цекало предложил спортивный марш
сыграть в миноре... Сейчас МДМ превратился в Нью-Васюки, только
там все играли в шахматы, а здесь - все занимаются творчеством.
Атмосфера книги "12 стульев" просто висит в воздухе.
А вот мнения некоторых зрителей.
Катерина Гечмен-Вальдек (продюсер мюзиклов
"Метро" и "Нотр Дам де Пари"):
- Я очень рада, что в Москве появился новый мюзикл.
Во-первых, блестящая идея с башней Татлина, использованной
в основе декорации. Во-вторых, на мой взгляд, создатели мюзикла
в высшей степени интеллигентно обошлись с книгой, такой любимой
всеми нами. В этом была самая большая опасность. То, как они
развели сюжетные линии, что именно оставили в спектакле, а
что целиком убрали - это, безусловно, удалось. Кроме всего
прочего, продюсерская группа "Русский мюзикл" отличается
блестящей менеджерской базой. Они работают блестяще. Это показал
"Норд-Ост" и демонстрирует этот проект. Мне очень
нравится замечательная стилистика всего, что связано с раскруткой
спектакля - очень грамотно, высший пилотаж.
Владислав Флярковский, телеведущий:
- На мой взгляд сделано удачно, со вкусом, который
не повредил первоисточнику. А первоисточник, как вы понимаете,
очень сильный. Я хочу поздравить с большим успехом тех, кто
создал этот мюзикл, моих друзей и знакомых. Кроме того, хочу
поздравить с "отложенным успехом" других авторов,
причастных к этому мюзиклу: Илью Ильфа, Евгения Петрова, а
также Казимира Малевича за его "Чёрный квадрат",
который в очередной раз пригодился, и, конечно, Татлина, который
обеспечил сценографию этому мюзиклу. Здесь, безусловно, присутствует
точное попадание в атмосферу времени конца 20-х годов. Стилистика
ироничная, потому что, конечно, ГПУшники так не ходили и не
одевались и пионеры были не такие отвязные. Это как раз не
точное, а художественное попадание в ту эпоху, и это мне очень
нравится.
|