Дэвид
Туи знаменит как сценарист и режиссёр двух популярных фантастических
фильмов: "Чёрная дыра" и "Хроники Риддика".
Но его творческая биография намного длиннее: в начале девяностых
он трудился над "Чернокнижником", а затем над сценариями
хитов, среди которых были "Солдат Джейн" с Деми
Мур, "Водный мир" с Кевином Костнером и Денисом
Хоппером, "Беглец" с Харрисоном Фордом.
Режиссёрский дебют Туи состоялся в 1994 году,
а двумя годами позже он снял фантастическую картину "Прибытие"
(с Чарли Шином и инопланетянами, бегающими взад коленками).
Но последнее время все мысли 54-летнего Туи заняты похождением
бандита Риддика - вот уже два фильма он сражается с чудовищами
на мрачных планетах и пугает зрителя стальными мускулами,
беспигментными зрачками, позволяющими видеть в темноте, и
харизматичностью Вина Дизеля, который воплощает этот образ
на экране. О приключениях Риддика, о своих смелых задумках
Дэвид Туи рассказал в интервью "БУМу".
- Много лет вы были сценаристом, продюсером, потом
стали режиссёром. Почему?
- Я всегда ставил перед собой цель делать фильмы.
Но, когда я вышел из киношколы, оказалось, что никто не спешит
брать меня на работу. Тогда я сфокусировал внимание на написании
сценариев, я знал, что это хороший путь к тому, чтобы стать
режиссёром.
- Снимать "Чёрную дыру" при малом бюджете
было рискованно. На что вы надеялись?
- Проект был малобюджетным, потому что студия
дала мало денег, мол, фильм-то без звёзд! Но всё равно - я
рассматривал его как отличный шанс. И я его не упустил. У
нас и правда было мало средств. Каких-то 22 миллиона долларов;
для фильма такого жанра сейчас ничто (особенно, если сравнивать
с другими проектами). А ведь надо было создать инопланетную
архитектуру и сделать её действительно чужеродной. Главный
оператор Дэвид Эггбай предложил "игру бликов", мы
придумали показать всё через негатив с добавлением цвета.
Конечно, мы не первые опробовали этот приём; Дэвид Финчер
(режиссёр "Бойцовского клуба", "Игры".
- А.З.) тоже в своё время делал такую съёмку с ней получается
эффект "ночного видения". Мы же выяснили, что с
этим подходом можно сделать и "дневное видение".
Таким образом мы усилили сюрреалистичность инопланетного мира.
Мы вынуждены были свести весь процесс создания "бликов"
к обычной съёмке камерой в режиме негатива. Но мы добились
любопытного результата: чудовища стали выглядеть "чудовищно",
но поскольку по моей задумке, они очень быстро двигаются на
экране, то зритель не может видеть их чётко. Любопытно, но
многие абсолютно по-разному описывали монстров из "Чёрной
дыры". Одни говорили: "Это какие-то летучие мыши".
Другие считали, что это "хищники вроде льва или пантеры".
Ну да, с такими крыльями и свистящим хвостом! Были люди, которые
увидели что-то похожее на древних птиц, птеродактилей и т.д.
- "Чёрную дыру" у нас, в России, из-за
схожести сюжетных линий часто сравнивают с "Красной планетой"
и "Миссией на Марс". Как вы думаете, почему истории
"про неизвестную планету с монстрами" так популярны?
- Я думаю, что все названные вами ленты - "истории
выживания". А стремление выжить обычно демонстрирует
истинную природу человека, высвечивает все его положительные
и отрицательные качества.
- Нужно ли искать в фильмах о Риддике какой-нибудь
философский подтекст? Может, это история о ницшеанском сверхчеловеке?
- Дайте-ка я почитаю, о чём писал Ницше, а потом
отвечу... Да, я задавался вопросом: "А есть ли Бог? И
если есть, то где он? Он мёртв?" Но в целом я не увлекаюсь
философскими концепциями, поэтому и не стал перегружать ими
фильм. Но совсем от этих вопросов не уйти.
Возьмём Риддика. Зритель быстро понимает, что
он не обычный человек. Это понимание быстро обогащается новыми
фактами. Ба! - да он - намного сильнее, чем от него можно
ожидать. Он расширяет человеческие возможности.
"В связи с картиной "Хроники Риддика"
можно обсуждать множество теологических течений. Ведь религия
играла большую роль в развитии человеческой цивилизации. И
в "Чёрной дыре", и в "Глубине" я задавался
вопросами человеческой веры. Откуда она от религии или от
каких-то сверхприродных феноменов? "Хроники...",
мне кажется, рассматривают эту тему ещё глубже. В этом фильме
мы много размышляли и о "Подвселенной", и даже упоминали
о светлом будущем, о потерянном рае (о последнем говорил главный
Некромонгер).
В картине речь идёт о вселенной, о параллельной
вселенной, о двери из одной вселенной в другую, о портале,
который знает Лорд Маршалл. Он - единственный, переступивший
этот порог, он понимает и вглядывается в ту красоту и силу,
часть которой присутствует и в нём.
- Почему вы убили обеих подружек Риддика - и в
"Чёрной дыре", и в "Хрониках..."?
- Я не могу сказать, что Фрай (актриса Рада Митчелл)
из "Чёрной дыры" и Кайру (Алекса Давалос) из "Хроник..."
можно квалифицировать как "подружек Риддика". Это
просто женщины-героини... Давайте вспомним, что перед смертью
Кайра приняла судьбу Некромонгеров, а в полной, непорезанной
DVD-версии Лорд Маршалл говорит нам, что каждый, кто примет
эту судьбу, "обязательно воскреснет в Подвселенной".
Нельзя сказать, что Фрай в "Чёрной дыре"
погибает потому, что она пыталась спасти других персонажей.
Я не думаю, что она отправилась в темноту с целью помочь Риддику.
Как автор фильма, я бы даже сказал, что её смерть была закономерной.
Фрай - не отрицательная героиня, но и положительной её не
назовешь. Ведь именно она в самом начале ленты, когда корабль
терпит крушение, пытается в качестве балласта сбросить отсек
со спящими пассажирами. Между прочим, в картине это единственное
преступление человека против человека. Она "заслужила"
смерть в финале. Даже если это кого-то покоробило.
- Мне показалось, что в "Хрониках..."
Риддик более мелодраматичен, чем в "Чёрной дыре".
Будет ли как-то меняться его характер, или он так и останется
"брутальным мачо"?
- Он всегда будет жёстким, брутальным - именно
потому, что он путешествует по брутальным и жестоким мирам.
Но я бы не стал ассоциировать его с "мачо". Он просто
"последний герой". К тому же его абсолютно не волнует,
как его воспринимают другие люди. Риддик - антигерой. Он не
тот гламурный персонаж, который легко преодолевает трудности.
Он довольно негативно смотрит на людей и на мир. Я не хотел
героизировать его, чего студия никак понять не может. Другими
словами, перед нами "Звёздные войны" но иные: мы
видим не просто противоборство Добра и Зла. Мой фильм в меньшей
степени схематичен и "клиширован". Главный герой
- преступник и убийца, но Добро на его стороне. У каждого
героя - двойное дно. Это противоречиво и, наверное, слишком
необычно для крупнобюджетного фильма.
- "Чёрная дыра" - малобюджетный фильм,
но, тем не менее, он стал очень популярным среди поклонников
фэнтези и фантастики. Как вы думаете, что их привлекает: сюжет,
антураж и стиль фильма, или, может, харизма Вина Дизеля?
- Я думаю, "Чёрная дыра" напоминает
людям, что жанр научной фантастики совсем не связан с отсутствием
хороших персонажей и интересных поворотов сюжета. Научная
фантастика как раз и опирается на крепко сбитых персонажей!
Я хотел показать настоящих героев в условиях коммерческого
фильма.
- Вы написали сценарии к фильмам "Солдат
Джейн" и "Беглец". Будете ли вы продолжать
работать в жанре боевика и триллера?
- Да, если мне позволят условия и сделает заказ
студия. Вообще у студии масса предложений ко мне... Да, я
сделал "Чернокнижника", но это совсем не значит,
что я буду писать только на эту тему. Может у кого и была
мысль слепить из меня жанрового автора, фантаста. Чтобы я
делал что-то среднее между фантастикой, мистикой и "ужасами".
Что ж, скажу я, пусть - мне нравится соединять разные жанры!
- Как фильм "Глубина"?
- "Глубину" мне предложили руководители
"Miramax" - братья Вайнштейны. Они посмотрели "Чёрную
дыру", и она им понравилось. Они решили, что помогут
мне выпустить фильм, у них для такого жанрового кино есть
специальная студия "Dimension". Вайнштейны пригласили
меня в штат, показали мне все проекты, которые у них готовились,
чтобы я мог что-нибудь себе выбрать. Наконец, речь зашла о
проекте про подводную лодку, атакуемую "тёмными силами".
Я сказал: "О, за это я берусь. Вы уверены, что этого
ещё никто не снял?" Доработать сценарий дали мне и Даррену
Аронофски, снявшему "Реквием по мечте". Им явно
хотелось, чтобы я добавил какой-нибудь элемент с чудищами
или инопланетянами.
- Над чем работаете сейчас?
- Пишу два сценария. Один - чистый триллер. Второй
- фэнтези. Пока больше ничего сказать не могу.
- Может ли Риддик стать долговременным киноперсонажем?
Насколько я знаю, вы подписали контракт на создание двух сиквелов...
- Нет, я ещё ничего не подписывал. Когда я наметил
"Хроники Риддика", я расписал возможные повороты
сюжета для дальнейшей работы, составил более широкий список
героев и показал всё это ключевым актёрам. Состоится ли продолжение
- покажут результаты продажи DVD-версии. Мы подумывали о продолжении
после выхода трилогии "Властелин колец" и новых
"Звёздных войн". Эта затея понравилась съёмочной
группе, но мне, честно говоря, она была не по душе. Я сказал
студии: "Продолжение должно выглядеть более амбициозным".
В процессе обсуждения, уже тогда, предложил делать трилогию
о Риддике ("Хроники Риддика" - первая часть плюс
ещё две). Если решение будет принято, "Хроники-2"
и "Хроники-3", как и "Властелин колец"
Питера Джексона, будут сняты за один приём. Но проект должен
быть очень серьёзным, чтобы я стал им заниматься - ведь он
отнимет значительную часть моей жизни.
- Что происходит с триллером "Демон со стеклянной
рукой" ("Demon With а Glass Hand"), основанном
на эпизоде сериала 1964 года "Извне" ("The
Outer Limits"), который вы собрались ставить?
- Проект проходит очередные круги производственного
ада студии "Мирамакс". Сейчас, в адаптации Харлана
Эллисона, это история о человеке, который находит ключ к спасению
цивилизации от инопланетян, атакующих нас из будущего.
- Будете ли вы продолжать сотрудничество с Чарли
Шином? Он в 1997 году снял фильм про Марс, так что у вас теперь
ещё больше общего...
- Увы, на данный момент никаких совместных планов
с Чарли у нас нет.
- Однажды Айзек Азимов сказал, что он использует
фантастику для критики современного общества. Что этот жанр
значит для вас?
- Фантастика даёт волю моему воображению. Больше
всего мне нравится, что в ней нет границ. Для тех, у кого
дикое воображение, это просто рай, никакой клаустрофобии и
быть не может! Ведь для фантазии и нынешних спецэффектов в
кино нет ничего невозможного. Что касается критики общества,
её можно заметить и в фильмах о Риддике.
- Кажется, что все фантастические сюжеты в книжках
и фильмах уже использованы. Где искать новые идеи?
- Наука подкидывает нам новую фактуру ежедневно,
начиная от "string theory" (энергетические волокна,
сгустки энергии и прочее), и заканчивая параллельными мирами.
Существует предположение, что в нашей галактике есть чёрные
дыры - выходы в другие галактики. Отсюда вытекает масса новых
идей!
- Вы знаете каких-нибудь русских писателей или
режиссёров-фантастов? Видели ли вы фильмы Тарковского "Сталкер",
"Солярис" и его американский ремейк?
- Мне стыдно, но я ничего не видел. Сказать по
правде, я в этом вообще плохо ориентируюсь.
- У вас никогда не было кошмаров после своих или
чужих фильмов?
- У меня - нет. Знаете, одному марсианину сложно
испугаться другого.
- Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?
- Я верю в жизнь во Вселенной. Полагаю, что "где-то
там" она просто кишит. Но не верю, что инопланетяне посещают
Землю. По крайней мере, не в наше время.
|