Сезон
охоты на звезд в "Интеpнете" не пpекpащается ни на день. На
сей pаз в сети поклонников попался китаец Джеки Чан. Добpяк
Джеки! Однако нужно быть поосторожнее - знать надо, с кем
имеешь дело.
Джеки Чан родился в Гонконге 7 апреля 1954 года,
и никогда его жизнь не подвергалась такой опасности, как в
самые первые дни после появления на свет, - родители пытались
всучить новорожденного принимавшему роды акушеру (кстати,
англичанину по национальности) за какие-то полторы тысячи
гонконгских долларов (примерно 26 баксов США). К счастью,
"любвеобильный" папаша быстро одумался - возможно, решив,
что продешевил. Зато в утешение получил сногсшибательный воспитательный
"аргумент": "Уж лучше бы я тебя тогда продал, неслуха".
Против подобного аргумента бессильна любая восточная
техника защиты, и вовсе не удивительно, что семилетний малыш
Джеки в одиночку веpнулся из Австралии, куда к тому времени
перебралась его семья, в Гонконг, где поступил в школу Пекинской
Оперы. Невзирая на аpмейскую дисциплину - каждый день обучение
начиналось в пять утра и продолжалось до полуночи, причем
неуспевающих безжалостно наказывали палками и оставляли без
обеда, - жилось там паpнишке совсем неплохо (наверное, по
контрасту с родным домом). В 17 лет он с успехом окончил школу,
сумев за это время сняться в 20 фильмах, попробовать силы
в режиссуре, а также основательно изучить традиционное китайское
искусство игры на сцене, включающее также пение, танец, пантомиму
и акробатику, и усовершенствоваться в боевых искусствах -
кун-фу и тэквондо.
К настоящему моменту в послужном списке Джеки
Чана более ста фильмов. В 1987 году он возглавил кинокомпанию
"Golden Way" ("Золотой путь"), выпустившую такие кинохиты,
как "Городской охотник" ("City Hunter"), "Операция А-II" ("Project
A II"), "Разборка в Бронксе" ("Rumble in the Bronx"), "Удар
молнии" ("Thunderbolt"), "Мистер Крутой" ("Mr. Nice Guy"),
"Кто я?" ("Who Am I?") и другие.
Тепеpь, после весьма впечатляющего знакомства,
можно пpиставать к Чану с расспросами.
Интернетовцы (в высшей степени почтительно): Джеки,
сколько же раз за свою карьеру Вы получали тpавмы?
Джеки Чан: Начнем считать главные: дырка
в черепе - память о фильме "Доспехи Бога" ("The Armor of God"),
трижды ломал нос, дважды - челюсть, потом шею, ключицу, бедро,
голень, два ребра, оба локтя и оба колена и все пальцы на
руках. К этому надо добавить вывихнутую лодыжку и пальцы на
ногах. А на такие мелочи, как удар бутылкой по лицу, я просто
не обращаю внимания. Короче говоря, на моем теле живого места
не осталось.
И. (ошарашенно): Неужели все это было необходимо?
Д.Ч.: Безусловно. Зрители должны знать,
что видят исполняющим трюки меня, а не каскадера. Впрочем,
поскольку многие трюки и драки требуют большого числа дублей,
которые к тому же обычно снимаются с разных ракурсов, то каскадеры,
конечно же, заменяют меня, но делают только то, что легко
могу выполнить и я: наносят удары, падают, встают и тому подобное.
И.: У Вас большая группа каскадеров?
Д.Ч.: Шестнадцать человек. Сначала каждый
из них только наблюдает за происходящим в сцене, оказывая
посильную помощь или подменяя травмированных каскадеров. Так
они учатся. Иногда на это уходит год или два, зато потом я
уверен, что они знают все необходимое.
И.: Вы испытываете страх на съемках?
Д.Ч.: Мне страшно всякий раз, когда предстоит
делать трюк. Но потом я слышу: "Мотор!" - и обо всем забываю.
А когда трюк получился, я готов петь от счастья, даже если
при этом получил травму.
И.: Каковы Ваши отношения с каскадерами?
Д.Ч.: Близкие к семейным: я для них как
родной отец; что бы с ними ни случилось, они знают, что не
останутся в беде одни. Если каскадер покалечился у меня на
съемках, я плачу ему до тех пор, пока он не поправится. Но
если кто-то без моего ведома снимается у другого режиссера
и при этом получает травму - мы немедленно расстаемся. Вот
почему мои каскадеры готовы сделать для меня все, что угодно.
И они прекрасно знают, что всякий трюк, который им предстоит
сделать, в любой момент могу выполнить я сам. Да, при этом
я получаю "синяки и шишки", но зато остаюсь лидером.
И.:
Но ведь был период, когда почти все каскадеры отказывались
работать с Вами...
Д.Ч.: Да, во время съемок в 1985 году "Полицейской
истории" ("Police Story") многие из участвовавших в фильме
каскадеров получили травмы и выбыли из строя. Это, видимо,
и отпугнуло остальных.
И.: Сколько лет каскадер может работать с Вами?
Д.Ч.: Обычно десять-пятнадцать. Затем он
становится режиссером по боевым искусствам и помогает мне
обучать молодежь.
И.: Какова Ваша диета и сколько часов в день Вы
тренируетесь?
Д.Ч.: Диета не имеет значения. Куда важнее
тренировка, которой я ежедневно уделяю три часа: восемь километров
пробежки и отработка боевой техники. Я ведь не могу позволить
себе набрать лишний вес и стать неповоротливым.
И.: Каков Ваш самый удачный трюк в "Первом ударе"
("First Strike")?
Д.Ч. (задумывается): В каком смысле самый
удачный... Трюк может казаться очень простым, но исполнить
его бывает крайне сложно, - я уже не говорю о том, что ни
в коем случае нельзя позволять зрителю догадаться об этом.
А бывает и наоборот: легкие для исполнения трюки выглядят
очень эффектно. Что же касается "Первого удара", то там был
такой эпизод: я стою на крыше дома, затем прыгаю на дерево,
а в следующий момент уже оказываюсь во дворе этого дома. Аудитория
в кинозале едва успевает ахнуть.
И.: А каково было сниматься рядом с тигровой акулой
в "Ударе молнии" ("Thunderbolt")?
Д.Ч.: У нас их было целых пять, в том числе
и большая белая акула. Брр, до сих пор, как вспомнишь, в дрожь
бросает. Совершенно непредсказуемые твари, творят, что хотят:
то плывут, куда надо, то словно нарочно саботируют. И хотя
под водой рядом с тобой постоянно находится дрессировщик с
ружьем, заряженным огромной пулей, всякий раз, поворачиваясь
к акуле спиной, ощущаешь изрядный дискомфорт.
И.: Вы могли бы снимать фильмы в Америке?
Д.Ч.: Вряд ли. Все дело в моей неорганизованности.
У себя в Азии я все делаю на съемочной площадке: несколько
сот человек ждут, пока меня осенит идея, а затем начинают
воплощать ее. Если идея не приходит в голову - все расходятся
по домам. В Америке же я не могу так работать; ну, например,
я просто обязан делать перерыв на обед. Однако после обеда
от моих идей может остаться одно воспоминание...
И.: Джеки, мы все в восторге от Ваших трюков и
Ваших поединков, но ведь возраст рано или поздно возьмет свое.
Не думаете ли Вы обратиться от боевиков к другому жанру, скажем,
к комедии?
Д.Ч.:
Я с детства люблю поединки - но не насилие. Возможно,
именно поэтому в моих фильмах столько комедийных сцен, а сами
поединки больше напоминают танцы: актеры быстро встают на
ноги и на их лицах почти нет крови. Но все мы меняемся с возрастом.
И мне, признаюсь, все меньше нравится, когда публика глазеет
только на трюки Джеки Чана. Мне бы хотелось, чтобы зритель
шел на такой фильм Джеки Чана, в котором есть не только трюки
и драки, но также драматизм и юмор, - тут я готов даже пожертвовать
первой парочкой из списка ради последней.
И.: Каково Ваше самое сокровенное желание?
Д.Ч.: Я бы хотел, чтобы обо мне вспоминали
так, как сейчас вспоминают о Бастере Китоне или о Джине Келли.
Когда о них заходит разговор, кто-нибудь непременно скажет:
"О да, это класс". Если так будут отзываться и обо мне - иного
не надо.
|