Трудно сегодня кого-то удивить количеством мультфильмов, выходящих на экраны кинотеатров и на DVD. Равно как и обилием сцен насилия и секса в них. Поэтому появление доброго мультика для детей, вызывающего исключительно положительные эмоции стало настоящей сенсацией. Речь идёт о «Маше и Медведе», новом отечественном мультфильме, идущем в передачах «Спокойной ночи малыши» и «Бибигон» на канале РТР. Сюжет фильма прост: девочка Маша гуляет по лесу и знакомится с Медведем, который когда-то работал в цирке, а теперь живёт в лесу. Маленькая непоседа постоянно попадает в разного рода переделки и приключения, не давая скучать своему новому другу. В мультфильме масса комичных моментов и смотрится он на удивление легко, не перегружая зрителя моралистикой. Чтобы узнать, как происходило создание нового мультика, я пришёл на студию «Анимаккорд» к его авторам: режиссёру Денису Червяцову, продюсеру Андрею Добрунову и художественному руководителю Олегу Кузовкову.
«Труднее всего было уместить историю знакомства Маши с Медведем и другие перипетии сюжета в шесть минут каждой серии. Событий с героями происходит много, а показать их нужно максимально ёмко, да ещё так, чтобы дети понимали. Особенность же съёмки мультфильма такова, что нельзя делать по 20 дублей, и потом выбирать из них наиболее удачный, – на такие эксперименты времени не остаётся» – рассказывает Денис Червяцов. По его словам, далеко не всегда задумка автора совпадает с тем, что делают художники, но «Маша и Медведь» – тот редкий случай, когда все действовали очень слаженно.
Да, сегодня при работе над мультфильмом художнику уже не надо рисовать по несколько десятков картинок, чтобы показать, как персонаж бежит, падает или летит. За «человека с кистью» всё делает компьютер. Это, конечно существенно помогает режиссёру, но тут неизбежно возникает вопрос: неужели рисованные мультфильмы умрут, уступив натиску компьютерной графики?» «Ну, ведь фотография не заменила живопись, а кинематограф не вытеснил театр», – объясняет Червяцов. – Просто компьютерные мультфильмы привычнее современным подросткам, ведь многие из них выросли на 3-D играх. К тому же рисованные мультфильмы дороже. Впрочем, их тоже продолжают снимать. Взять тот же «Вольт» – там мало что сделано по классическим канонам компьютерной анимации. Его создатели заставили максимально работать иллюстрации, а не только жёсткую графику. При создании «Маши и Медведя» мы стремились к подобному результату».
Марина Нефёдова, ведущий аниматор студии, считает, что мы пока отстаём от американских производителей анимационных фильмов. Но и у нас есть интересные находки. «Маша и Медведь» – первый за многие годы мультик, где мало пустой «говорильни» и много динамики и действия. Чем-то он «Тома и Джерри» напоминает. Мы же в первую очередь для детей работаем, зачем нам нужны статичные позы и одинаковые выражения лиц героев?» – говорит она.
Думается, что эти слова объясняют, почему мультфильм «Маша и медведь» стал популярным не только у юных зрителей, но и у взрослых. А если вспомнить, что у этого проекта и рекламы особой не было – в отличие от большинства западных анимационных фильмов – то такой успех – почти сенсация. Видимо, поднадоели нам «батхэды» и «симпсоны», соскучились мы по чему-то такому, что присутствовало в старых добрых советских мультфильмах. Таких, как «Ну, погоди» или «Жил-был пёс».
Владимир ВАЩЕНКО |