Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Расссказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

О скульпторе Иване Дмитриевиче Шадре я знал немногое. Слышал лишь, что настоящая его фамилия Иванов, а псевдоним он придумал по названию родного горда Шадринск, что находился в Пермском крае, а ныне «приписан» к Курганской области. Из всех его работ, которые мне доводилось видеть, больше всего нравился «Булыжник — орудие пролетариата» — удивительная по динамике и экспрессии скульптура рабочего, выворачивающего из мостовой здоровенный камень, последний аргумент в борьбе за свои права. Композиция выглядит очень эффектно и поражает своей правдивостью. Кроме того, он прославился серией скульптурных портретов В.И. Ленина, начав её посмертной маской вождя революции.

А ведь судьба скульптора могла сложиться совсем иначе. В годы гражданской войны Иван Шадр был в Сибири на занятой войсками адмирала Колчака территории, точнее, в городе Омске, где волею судеб оказалась его семья. Правительство Верховного правителя заказало модному в то время ваятелю, ученику Родена, серию скульптур. Например, Кадетский корпус Сибири захотел поставить памятник самому своему знаменитому выпускнику — генералу Корнилову. Параллельно Шадр готовит проект коронования адмирала Колчака, а также памятник в честь освобождения Сибири. Однако наступление Красной Армии помешало Шадру выполнить заказы. Впоследствии ЧК заинтересовалась сотрудничеством молодого скульптора с «омским правителем» и обвинила его в контрреволюционной деятельности. За такое преступление предполагалось одно наказание — расстрел. Однако в ЧК служили умные люди. Они предложили Ивану Шадру поработать на революцию. Это было то самое предложение, от которого он не мог отказаться. Благодаря таланту Шадра, омичи смогли любоваться памятниками Карлу Марксу и жертвам белогвардейского террора, барельефами с изображением К. Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов, Розы Люксембург.

А ещё Иван Шадр стал известен своей скандальной скульптурой «Девушка с веслом», которую он создал в далёком 1935 г. по заказу руководства Парка культуры им. Горького в Москве — точнее, его директора Бетти Глан. Скульптура представляла собой восьмиметровую обнажённую женскую фигуру, держащую в левой руке весло. Для новой власти, пропагандирующей скромность и целомудрие, это было слишком смелое художественное произведение. Простояв какое-то время в парке, скульптура благополучно перекочевала на Украину в город Ворошиловград (ныне Луганск), где и затерялась. Хорошо, что жена скульптора заказала уменьшенную копию, которая и хранится ныне в Третьяковской галерее.

Для нас история скульптуры «Девушка с веслом» интересна тем, что, по мнению ряда исследователей, моделью для неё послужила студентка Московского Государственного института физкультуры Вера Волошина. Они приводят ряд, казалось бы, неоспоримых фактов в пользу этой версии. В них доминирует чуть ли не рассказ самого Шадрина своим коллегам по цеху о том, как он отбирал натурщицу. Но чем больше я читал воспоминаний, тем больше закрадывалось сомнений в правдивости излагаемых событий. Нет слов, любому скульптору приятно ваять красивую статную девушку, да ещё студентку Института физкультуры. Вера Волошина такой девушкой и была. Вот только сам Шадр нигде публично и непублично о ней не говорит. А объяснение найти просто. Достаточно обратиться к цифрам. Которые, как и факты, вещь упрямая.

Шадр начал работу над скульптурой в 1934 г. и закончил в 1935-м. В то время Вера Волошина училась в школе в городе Кемерово и ещё только мечтала об Институте физкультуры в Москве. А потому стать моделью для Ивана Шадра никак не могла. Впрочем, после волны критики, обрушившейся на его первую скульптуру, он принялся ваять вторую «Девушку с веслом». Однако известно доподлинно, что в этом случае моделью ему послужила студентка того же института Вера Бедринская. А вот скульптуру постигла та же участь, что и первую. Она простояла на том же месте в Парке Культуры до осени 1941 г. Что с ней случилось позже — осталось загадкой. Согласно одной версии, во время бомбёжек фашистская бомба разорвалась где-то рядом со скульптурой и разнесла её вдребезги. По другой — её куда-то спрятали, а после войны выставили в каком-то парке. И впоследствии её следы затерялись. Но опять же, всё это не более, чем «факты на уровне праздных разговоров и пустых догадок». Прочие многочисленные гипсовые скульптуры «Девушки с веслом», «расплодившиеся» в парках и водных стадионах по всей стране, к Ивану Шадру не имеют никакого отношения. Это плод творения другого мастера, Ромуальда Иодко, которое он выполнил для парка Водного стадиона «Динамо». Так что участие Веры Волошиной в создании скульптуры осталось хоть и красивой, но легендой. А вот реальная жизнь оказалась трагичной и если принесла ей славу, то лишь посмертно.

Вера Волошина вторая слева в верхнем ряду, 1937 год.

Волошина была типичнейшим представителем советской молодёжи, родившейся в первые годы после Октябрьской революции. Отец был горняком — профессия в Кемерово весьма уважаемая, мама работала учительницей. Заметим, что новая власть поставила одной из важнейших задач вырастить поколение грамотных и, в конечном итоге, образованных людей. Решать эту задачу должны были учителя. Для этого в стране последовательно реализовывалась программа повышения статуса народного учителя до такого уровня, который прежде казался недостижимым. Так что такими родителями вполне можно было гордиться. Вера росла боевым ребёнком. А каким ещё можно было быть, если твоё детство проходит в пионерском отряде, в пионерском лагере, у пионерского костра, где царил дух коллективизма, взаимного уважения и взаимопомощи, где опекали малышей и защищали слабых? И всё это накладывалось на мощное военно-патриотическое воспитание, в основе которого лежал главный постулат советской власти: человек человеку друг, товарищ и брат.

В то время враги со всех сторон окружали молодую советскую республику, грозя уничтожить её, а потому считалось, что каждый её патриот должен быть крепким, здоровым, уметь обращаться с оружием. Для этого создавались стрелковые кружки. Сдавшие стрельбы на отлично получали почётное звание «Ворошиловский стрелок», а школьники — «Юный ворошиловский стрелок». Те, кто хотел более серьёзно заняться военным делом, поступали в общество ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР. — В.Е.). А для тех, кто собирался посвятить себя спорту, был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Вера преуспевала в спорте. Девушка очень любила гимнастику и лёгкую атлетику, выиграв, к примеру, в десятом классе соревнования по прыжкам в высоту. Словом, школу спорта, как и общеобразовательную, в родном Кемерово она закончила на отлично и отправилась в Москву покорять инфизкульт. Физически одарённая девушка с прекрасным аттестатом приглянулась приёмной комиссии, и после сдачи положенных экзаменов стала студенткой этого, как бы сейчас сказали, престижного вуза.

Институтская жизнь нравилась Вере. Аудиторные занятия чередовались с занятиями на стадионе, волейбольной площадке, зимой обязательно были лыжи, на которых совершались длительные переходы. Всё, как будто, шло прекрасно, но в одном таком походе Вера сильно простудилась и заболела. Болезнь оказалась тяжёлой и дала осложнение на ноги. Вера долго лечилась, болезнь отступала с трудом, и ей пришлось расстаться с мечтой о большом спорте. Пришлось перевестись в Институт советской торговли.

А тут подоспела гражданская война в Испании, самая странная война в тридцатые годы. Ведущие мировые державы, такие, как Англия, Франция, США на словах поддерживали республиканцев, воевавших против диктатора Франко. А в реальности отделывались посылкой интернациональных бригад добровольцев. Единственной страной, оказывавшей испанцам реальную помощь, был Советский Союз. Самолёты, танки, стрелковое оружие везли наши пароходы к берегам Испании. Тысячи советских советников помогали республиканским отрядам. Впервые земля и небо Испании стали местом противостояния, хоть и опосредованного, фашистской Германии и СССР.

Борьба республиканцев против франкистов вызвала необычайный патриотический подъём в нашей стране. Тысячи и тысячи молодых людей записывались в добровольцы, а самые отчаянные вообще убегали из дома, чтобы всеми правдами и неправдами добраться до Испании. Вера Волошина не могла остаться в стороне от этих событий и тоже написала заявление с просьбой отправить её в Испанию. Но испанцам в тот момент были нужны не энтузиасты, а кадровые военные-специалисты. Вера к их числу не относилась, а потому получила отказ. «Ещё навоюешься, девочка», — сказал усталый военком, откладывая Верино заявление. И как в воду глядел. Одного не знал военком. Война закончится для Веры быстро и трагично.

22 июня 1941 года застало Веру за сдачей весенней сессии. Узнав о нападении фашистской Германии, она помчалась в военкомат. На сей раз ей повезло. Её зачислили в секретную часть № 9903, командиром которой был Артур Карлович Спрогис. Он готовил бойцов-диверсантов для работы за линией фронта. В отделении, куда зачислили Веру, она обратила внимание на девушку, которая была немного моложе её и казалась замкнутой, держалась особняком. Звали девушку Зоя Космодемьянская. Боевая и общительная Вера быстро сумела найти с ней общий язык, и они подружились. Занятия в группе шли в ускоренном темпе. Красноармейцы подобрались грамотные, поэтому быстро постигали навыки и особенности диверсионной работы. Всем очень хотелось поскорее применить полученные знания в практических делах.

Фронт между тем стремительно приближался к Москве. Рано выпал снег, ударили сильные морозы. И вот настал день, когда бойцы группы впервые пошли на задание Вера и Зоя пошли вместе. Как вспоминал впоследствии Спрогис, девушки минировали дорогу, где подорвались несколько автомашин фашистов.

В следующий раз они устроили врагу ловушку, установив мину на шоссе и тщательно замаскировав её.

А остальные поставили на обочине вдоль шоссе.

И снова удача. Головная машина механизированной колонны немцев подорвалась на дороге, остальные стали объезжать по обочине и тоже подорвались.

В ноябре 1941 г. разведгруппа, в которую входили Вера и Зоя, получила новое задание: найти и уничтожить радиоразведку фашистов, которая могла размещаться в одной из деревень Подмосковья. Разведгруппа перешла линию фронта под Наро-Фоминском.

В районе деревни Крюково группа разделилась. Часть бойцов вместе с Зоей ушли в сторону Волоколамского шоссе, а Вера Волошина с оставшимися ребятами задержались у деревни Крюково. Подруги договорились после выполнения боевого задания отправиться в увольнительную к маме Зои. Но судьба распорядилась иначе. Вера вместе с группой минировала дороги возле деревни, а потом разведчики забросали дома гранатами, где, как они полагали, разместились гитлеровцы со своей радиочастью. И отошли в лес. Уже под вечер, возвращаясь домой, группа неожиданно попала в засаду. Бойцы видели, как прикрывая отход группы, Вера попала под автоматную очередь. Вернувшись, они не обнаружили Веру ни среди живых, ни среди мёртвых. Так и числилась она долгие годы пропавшей без вести. Лишь спустя 16 лет журналист Георгий Фролов провёл собственное расследование и установил, какими были последние часы жизни Веры Волошиной.

Вскоре после боя к тяжело раненной Вере подъехали немецкие мотоциклисты и увезли её, беспомощную, в деревню Головково. Там они подвергли плохо что понимавшую девушку жестоким пыткам и, не добившись от неё ни единого ответа на заданные вопросы, на другой день повесили на окраине села. В последние минуты жизни она нашла в себе силы пропеть, нет, прошептать слова «Интернационала». Не знала Вера, что в эти же часы 19 ноября 1941 г., в каких-то 20 километрах, в деревне Петрищево фашисты точно так же казнили её подругу Зою Космодемьянскую. Вот только о Зое страна узнала намного раньше от журналиста Петра Лидова, а Вере Волошиной пришлось ждать своего корреспондента ещё долгие 16 лет. И пусть Звезду Героя Вера получила в 1994 г. уже не от той страны, которую защищала, Россия, воздавшая должное её подвигу, была для неё столь же родной, как и СССР.

Валентин ЕВСЕЕВ

 

Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.
промо модели на выставку