Наверное,
многим знакома ситуация, когда преподаватели в классе меняются
чуть ли не каждые пару месяцев. А если по этому предмету устраивают
зачёт, происходит... Я думаю, каждый знает, что тогда происходит.
И поэтому, когда очередной учитель по информатике объявил,
что послезавтра - зачёт, мы поняли: единственный способ сдать
его - срочно писать шпаргалки.
Зачёт проходил в кабинете физики, настолько заставленном
всякими шкафами и приборами, что отвечающий был частично скрыт
ими от бдительного взора сидящего за своим столом учителя.
Этим стоило воспользоваться. Один за другим мы выходили к
доске и, подглядывая в заранее заготовленные шпоры, писали
ответы. Сам "информатик" был занят, казалось, лишь тем, что
рассеянно кивал головой и что-то писал в журнале. Неожиданно
он оторвался от своих записей, обвёл взглядом класс и с многозначительной
улыбкой проговорил: "А теперь повторим попытку". Информатик,
держа в руках свою тетрадочку, вызвал к доске Лизу, нашу отличницу,
встал рядом и попросил ещё раз написать ответ на билет. "Садись,
два", - громом прогремело в классе. Вслед за Лизой последовали
остальные - с тем же результатом.
Мы были в шоке. Да как только ему удалось узнать,
что мы шпаргалим? Впрочем, это недолго оставалось для нас
загадкой. Катя, сидевшая на первой парте, вдруг с ужасом посмотрела
на большой стеклянный шкаф. Он стоял возле стены, рядом с
доской, и в нём, как в зеркале, отражалось полкласса. Вот
оно что! Со своего места за столом учитель, глядя на это "информационное
зеркало", мог видеть все, чем занимался отвечающий. Этот кошмар
был прерван только звонком. "Остальные будут отвечать устно",
- пообещал информатик, отпуская нас на большую перемену.
Надо было срочно что-то предпринимать. "Ребята,
окно", - вдруг завопил Витька, вечный двоечник. "Уж не решил
ли он со страху с третьего этажа сигануть?" - мелькнула у
меня мысль. Но Витька показывал пальцем на небольшое окошко,
находившееся прямо над дверью в кабинет. И тут до нас дошло...
Всю переменку мы лихорадочно переписывали сведения
из книжек на большие листы бумаги - в нашем распоряжении было
всего двадцать минут. Звонок на урок прозвучал, как удар гонга.
Витька остался за дверью со всеми нашими "макрошпорами" -
даже с их помощью рассчитывать на что-либо выше "кола" ему
не приходилось. На сей раз отвечать первой выпало мне.
Заняв заранее намеченную позицию возле стола информатика,
я стала бодро отвечать на билет. Информатик отпустил меня
с "четвёркой"! Затем он вызвал Катю, а я тут же попросила
разрешения выйти: нужно было срочно помочь Витьку, ведь он
мог просто не разобраться, о чём спрашивают! Нацепив на швабру,
которой пользовалась уборщица, нужный листок с ответом, мы
с Витькой осторожно подняли её на уровень окошка. Оно, надо
пояснить, находилось прямо за спиной преподавателя, так что
отвечающему достаточно было лишь слегка поднять голову, чтобы
увидеть подсказку.
Всё шло как по маслу, положительные оценки выставлялись
одна за другой, но тут в коридоре появилась уборщица с ведром
и тряпкой в руках. "Аха, вот хде моя швабра! - услышали мы
её торжествующее восклицание. - А вот я вас сейчас х дирехтору",
- последнее относилось уже к нам с Витькой. "Марья Николавна,
в классе темно стало, и нас попросили окно протереть, - нашёлся
Витька. - А как до него доберёшься без швабры?" - "Ну, тах
я вам щас помоху, - неожиданно улыбнулась уборщица и вполголоса
- всё-таки в школе шли уроки - добавила: - Зря вы тольхо бумахой
это делаете. Тут тряпха нужна". - "Да мы уж почти закончили,
- отчаянно зашипел Витька. - Сейчас дотрём и вернём вам вашу
швыбру". - "Нет уж, давай её сюда, - решительно сказала Марья
Николавна, завладевая орудием нашего спасения. - И бумажха-то
вся хахая-то исписанная. Не мохли чистой найти..."
Следующие несколько минут стоили "неуда" четверым
- уборщица принялась возить по стеклу шваброй с тряпкой. А
потом, словно из-под земли, рядом с нами выросла фигура завуча.
Неодобрительно взглянув на нас, она прошла в кабинет и долго
о чём-то вполголоса переговаривалась с информатиком. Впрочем,
и немногих подслушанных обрывков их беседы хватило, чтобы
понять: оказывается, произошла досадная оплошность, зачёт
был устроен по ещё не пройденному материалу, и его результаты
следовало отменить. Информатик только недоумённо покачал головой,
и те, кто сидел поближе к его столу, сумели услышать: "Но
я не могу понять, почему некоторые отвечают незнакомый материал
на четыре-пять, тогда как большинство - на два с минусом".
Но мы-то знали почему...
Маша Зайцева, Москва, школа №1265
|