5
ноября 2005 года. Круизный лайнер "Сиборн спирит"
плыл в 150 км от побережья. Лёгкий туман стлался по воде.
Где-то в отдалении послышался звук, быстро приближающийся
к лайнеру. Вскоре из дымки вынырнули силуэты нескольких быстроходных
катеров. Затрещали автоматные очереди, прогремели разрывы
гранат, выпущенных из гранатомётов, раздались крики раненых.
Лайнер резко ускорил ход и сменил курс, направившись в сторону
открытого океана. Но лишь после применения моряками нелетального
оружия нападавшие отстали...
Нынешние пираты, как и их предшественники - это
жестокие банды преступников, которые редко имеют чёткую структуру.
Тем не менее, нападения на суда становятся всё более частыми
и лучше организованными. Пираты используют приобретаемые по
коммерческим каналам РЛС обнаружения надводных объектов, умеют
перехватывать передаваемые по радио сообщения для определения
координат терпящих бедствие или случайно обнаруженных судов,
незамедлительно становящихся объектом их нападения. При этом
они предпочитают гружёные танкеры и суда с низкими надводными
бортами, которые они атакуют обычно в ночное время.
На вооружении пираты имеют автоматическое оружие,
гранатометы и переносные ракетные комплексы. Целью пиратских
нападений обычно является захват судна, которое затем перерегистрируется
в каком-нибудь порту под другим названием и продаётся, равно
как и его груз. В результате в руках пиратов появляются "суда-призраки",
которые используются для контрабанды морем оружия, незаконных
мигрантов и т. д. Наиболее горячими точками активности пиратов
являются треугольник Гонконг-Хайнань-Лусон, Филиппинские острова,
Индонезия, Сингапур, Шри-Ланка, Сомали, Красное море, побережье
Сенегала до Нигерии, Бразилия, Никарагуа-Коста-Рика.
Исторически Южно-Китайское море приобрело славу
одного из наиболее опасных районов. Так, грузовое судно, шедшее
под флагом Белиза, было захвачено вблизи побережья Малайзии
десятью вооружёнными пиратами, которые удерживали его в течение
шести дней. Пираты приблизились к судну на скоростных лодках,
открыли огонь и проникли на палубу. Экипаж был закован в наручники
и избит, после чего пираты перегрузили в свои лодки груз сигарет
стоимостью 3,5 млн. долл. Они также захватили судовую документацию,
радиостанции и личные паспорта команды. Поскольку пираты не
заметили одну радиостанцию, экипаж смог поставить в известность
о происшествии администрацию регионального центра по деятельности
пиратов.
Пираты используют всё более мощное оружие, в связи
с чем возникают угрозы экологических катастроф. Нападения
на нефтеналивные, гружёные химическими растворами, взрывчатыми
веществами или сжиженным газом танкеры могут привести к проломам
в обшивках корпусов, разливу содержимого и другим катастрофическим
последствиям.
В Южно-Китайском мо-ре пираты напали на танкер
с горючим, шедший под панамским флагом. Они открыли стрельбу
с использованием автоматического оружия и зажигательных средств.
Капитан смог увеличить скорость и выйти из-под огня. Осмотр
состояния корпуса выявил на нём 50 пулевых пробоин.
Пираты не были бы пиратами, если бы не прибегали
к различным уловкам. Команда датского грузового судна "Arctic
Star", обнаружила приближение быстроходного катера, на
борту которого находились шесть вооружённых человек в китайской
военной форме и стальных касках. Капитан "Arctic Star",
заблаговременно уведомлённый о подобных инцидентах, отказался
выполнить приказ остановиться. Атакующие обстреляли судно
из стрелкового оружия, а затем удалились на высокой скорости.
Позднее они вернулись, пополнив свой арсенал на борту дрейфовавшего
невдалеке траулера, использовавшегося в качестве судна-матки,
и снова возобновили атаки, на сей раз с использованием реактивных
гранатометов. Две гранаты попали в закреплённый на палубе
груз, вспыхнул пожар. Только после двухчасовой погони пираты
прекратили преследование.
Лишь в редких случаях корабли ВМС смогли помешать
нападениям пиратов. Так появление канадского фрегата "Fredericton"
помешало пиратам захватить английскую гоночную яхту вблизи
побережья Сомали. Капитану удалось передать по радио сообщение
о помощи после того, как его яхта подверглась обстрелу из
гранатомёта с небольшого судна, приблизившегося к её борту.
Ну а как реагируют на это правительства приморских
стран? Ведь ежегодно в мире происходит порядка полутысячи
пиратских нападений на суда, что приводит к гибели нескольких
десятков моряков и многомиллионным убыткам. Командующий вооруженными
силами Филиппин заявил, что пираты представляют серьёзную
угрозу экономическому развитию его страны. Индонезия, Малайзия
и Сингапур объединили свои усилия для "агрессивного"
патрулирования проливов. Россия предлагает целые системы,
предназначенные для борьбы с пиратством; в них входят загоризонтные
РЛС с радиусом действия до 300 км, вертолёты МИ-171, экранопланы,
развивающие скорость до 500 км/ч, патрульные катера и береговые
огневые комплексы. Вооружаются и моряки. Экипаж вышеупомянутого
лайнера "Сиборн спирит" применил против пиратов
звуковую пушку с большим радиусом действия. Это устройство
издаёт мощный звук, напоминающий пожарную сирену и буквально
оглушают человека. Однако, несмотря на все эти меры, пиратство
испытывает подъём. И, увы, почти никто из современных пиратов
не был арестован и должным образом наказан.
Редакция благодарит ГИАЦ МВД России за предоставленную
информацию
|