Разве не странно, что Ленни Кравитс
остаётся популярным несмотря на то, что его музыка — открытое признание
в любви исполинам хард-рока семидесятых Led Zeppelin, а антивоенное послание нового диска «It Is Time For A Love Revolution» явно отдаёт привкусом далёких бунтарских шестидесятых? Талантливый упрямец, он словно не замечает, как меняются стили и музыкальные направления, заставляя мир в очередной раз прогнуться под натиском энергии
и таланта. О духовном родстве с импрессионистами, желании построить более совершенное общество и главной рок-группе своей жизни — в интервью самого модного ретро-рокера Ленни Кравитса.
— Почему вы продюсировали свой новый альбом самостоятельно и сами сыграли все партии?
— Для меня такой подход абсолютно естественен. Я часто так поступаю. Процесс создания музыки напоминает мне труд живописца, рисующего картину. Я не хотел бы, чтобы рядом стоял человек и давал мне ценные указания: «ну-ка, добавь жёлтый цвет там, убери зелёный здесь». Я сам знаю, что делаю, и никогда не пытаюсь подстраиваться под модные тенденции и потакать чужим пристрастиям.
— Но художнику иногда бывает полезно услышать мнение стороннего наблюдателя, разве не так?
— Не думаю. Допустим, кто-то говорит вам, что ваша живопись хороша. Ну и что? Это только мнение данного конкретного человека. Следующий ценитель придёт и объявит, что ваша картина просто ужасна. Сколько людей, столько и мнений. Вы должны полностью доверять только себе. Помню, в Париже я был в Музее д’Орсэ в зале импрессионистов и смотрел картины Моне, Ван Гога, Мане, Тулуз-Лотрека. Вспомните, когда-то все эти художники страдали, бедствовали, у них не было денег, никто не верил в их талант... А сейчас их работы украшают собрания живописи, за них выкладывают миллионы долларов. Фантастика! И дело не в том, гении они или нет... Главное, что картины теперь находятся в музее, что кто-то, наконец, изменил мнение и назвал их гениальными. Но ведь могло сложиться и по-другому...
— На «It Is Time For A Love Revolution» вы используете минимальное количество гитарных эффектов. Почему вы по-прежнему остаётесь верны столь аскетичному подходу к звуку?
— В своё время я пробовал различные вещи. У всех моих альбомов разный звук, но, в целом, я действительно предпочитаю прямое открытое звучание, не люблю, когда из этих инструментов наворочено с избытком студийных эффектов и запись перепродюсирована. Мне нравится естественное натуральное
звучание. Фортепьяно — смелый, сильный, красивый инструмент. Орган, барабаны, бас: у каждого есть свой характер. Я ценю, когда у музыканта прослеживается собственный почерк. Раньше это понимали. Послушайте The Beatles, Cream, Led Zeppelin. С первой ноты чувствуется индивидуальность этих музыкантов. А поставьте диски современных групп. Разница
колоссальная. Новые группы звучат практически
одинаково, нет даже малейшего намёка на индивидуальность.
— Альбом называется «Пришло время для революции любви». Что вы хотели этим сказать?
— Любовь — центральная тема всех моих дисков. Первый альбом назывался «Let Love Rule» («Пусть правит любовь»), и с тех пор я не изменил свою точку зрения. «Пусть правит любовь» — принцип, которым следует руководствоваться в отношениях между людьми, при решении социальных проблем и т. д. На этот раз я почувствовал, что нужно повторить старый лозунг в более жёсткой и прямолинейной форме. Кто-то сочтёт забавной формулировку в «более жёсткой форме», когда речь идёт о любви, но что делать, если негатива в мире становится всё больше, а люди понимают друг друга всё меньше. Повсюду смерть
и насилие, на каждом углу идёт война. Души черствеют... Пришло время объединиться во имя любви
и постараться изменить мир к лучшему. Наша сила
в любви, в способности общаться, в единстве, в желании вместе построить более совершенное общество. Этому я не вижу альтернативы.
— Выражение «Пришло время для революции любви» вызывает ассоциации с шестидесятыми,
с антивоенным движением, развёрнувшимся
в Америке против войны во Вьетнаме. Не случайно в альбоме есть композиция «Back in Vietnam» («Назад во Вьетнам»)?
— Конечно. История повторяется. «Back in Vietnam» я написал о войне в Ираке и о том, что нынешняя ситуация во многом напоминает ту, что была во время вьетнамского кризиса.
— Охарактеризуйте свой альбом в нескольких словах...
— Это рок-н-рольный диск. В нём также присутствуют элементы соул, фанка и блюза. Но основу составляют рок-гитара, бас и барабаны, к которым присоединяются то клавишные, то струнные. В целом «It Is Time For A Love Revolution» — прямолинейный энергичный рок.
— Критики отметили, что на многих композициях альбома вы отдаёте дань уважения легендарным Led Zeppelin. Вы согласны с таким мнением?
— Да. Led Zeppelin сыграли в моей жизни особую роль. Сначала мы жили с родителями в Нью-Йорке,
и я слушал исключительно фанк и R’n’B, Джеймса Брауна и Марвина Гея. В 1975 мы переехали в Калифорнию, в Санта Монику. Я как-будто попал в новый мир: серфинг, скейты, рок-н-ролл. Там я и открыл для себя рок и коллектив, ставший на долгие годы для меня одним из самых любимых. Почему меня потрясли Led Zeppelin? Они писали великолепные песни, постоянно эволюционировали, экспериментировали, создали на основе блюза и электрического рока свой собственный уникальный стиль. Джимми Пейдж, на мой взгляд, один из лучших гитаристов всех времён
и народов. Джон Бонэм, Джон Пол Джонс, Роберт Плант также великие музыканты. Лучшие из лучших, — и все в одной группе. Такое случается раз в сто лет!
— Вы мечтали в детстве, что однажды придёт день, когда мальчик Ленни станет всемирно известной рок-звездой?
— Честно говоря, нет. Знаю, многие в юности мечтают об этом, но я хотел просто стать музыкантом.
Я представлял себя джазовым барабанщиком или басистом в чьей-нибудь группе. Меня устроил бы любой вариант: быть студийным музыкантом, играть на улице, в клубе. Всё равно... Главное, я мечтал стать музыкантом, остальное не важно.
— Как вы оцениваете свою роль в современной музыке сегодня?
— Трудно сказать. Я никогда не ощущал себя частью какого-то движения. Даже если мои песни и становились хитами, они всё равно заметно отличались от того, что крутили по радио. Наоборот, формат радиостанций часто менялся благодаря моим песням.
Я осознанно иду своим путём и стараюсь идти честно. Я не пытаюсь никому ничего доказать, а просто получаю удовольствие от того дара, которым наделён,
и при этом стараюсь оставаться самим собой.
Подготовил Виталий ШМЕРЛИНГ
Дискография:
«Let Love Rule» 1989
«Mama Said» 1991
«Are You Gonna Go My Way» 1993
«Circus» 1995
«5» 1998
«Lenny» 2001
«Baptism» 2004
«It Is Time For A Love Revolution» 2008
|