Есть в истории Великой отечественной войны событие, которое стоит в одном ряду с самыми громкими боевыми сражениями. Имя ему эвакуация.
Как известно, в первые месяцы войны врагу удалось занять огромную территорию. Вся Прибалтика, Украина, Белоруссия, целый ряд областей Российской Федерации оказались во вражеском тылу. Миллионы людей, спасаясь от фашистского нашествия, устремились вглубь территории нашей страны. Тысячи заводов и фабрик были также эвакуированы на восток...
На территории лицея № 1535, что уютно разместился в зелёном уголке старого московского района Хамовники стоит памятник рабочим и служащим завода «Электросвет», героически сражавшимся на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Памятник ничем, вроде бы, не выделяющийся из тысяч таких же, поставленных в разных городах и весях по всей нашей стране. Но этот монумент — дань памяти не только тем, кто героически сражался на фронте, но и кто беззаветно трудился в тылу. И сегодня школьники, которые собираются у этого памятника в День Победы, слушают, затаив дыхание, уже очень пожилых людей — тех, кто пережил эвакуацию, в которую уезжал завод «Электросвет» — и получают ответ на свой сакраментальный вопрос: зачем было отправлять лучших квалифицированных рабочих и служащих за тысячи километров на Урал?
Завод «Электросвет» — одно из старейших предприятий России по производству светотехники. Он ведёт свою родословную аж с конца позапрошлого века. В те годы, в связи с бурным развитием электротехники и началом строительства электростанций, возникла острая необходимость в производстве осветительной продукции. Предприятие было создано на базе фабрики декоративной электрической арматуры. После революции она, как и большинство промышленных предприятий, была национализирована советской властью и стала называться Первой Московской государственной фабрикой электрической арматуры Московского Совета Народного Хозяйства. Потребность страны в подобной продукции была колоссальна. Поэтому в годы первых пятилеток фабрика была реконструирована и получила статус завода, который и справил новоселье на Большой Пироговской улице. Именно здесь были разработаны и изготовлены электрощиты, панели и пульты для железнодорожного транспорта. Все строящиеся в стране электростанции, в том числе и знаменитый «Днепрогэс», оснащались приборами с «Электросвета». Когда возник грандиозный проект строительства знаменитого Дворца Советов, эскизы светильников разрабатывались в заводских стенах. Не знаю, к сожалению или счастью, но проект этот так и остался неосуществлённым. Пришёл день, и завод получил новый очень важный заказ — изготовить светильники для первых станций столичного метро, а потом и приборы для всего подвижного состава московской подземки. Творческое сотрудничество электротехников и метрополитеновцев продолжалось долгие годы.
Почему же возникла необходимость переправить завод, выпускавший столь мирную продукцию, поближе к Уральским горам? Дело в том, что завод, помимо всего прочего, изготавливал ещё и уникальные приборы для оборонной промышленности.
И когда враг подошёл вплотную к столице, было принято решение часть завода отправить в эвакуацию. 20 октября 1941 г. Постановлением Комитета обороны в столице вводится осадное положение. Принимается экстренное решение об эвакуации пятисот оборонных предприятий Москвы. Среди них был и завод «Электросвет». По заводу объявили приказ о том, что пятьдесят самых квалифицированных работников отправляются в командировку на Урал с целью организации и запуска нового завода электротехнического оборудование. Вообще, слово «командировка» обычно ассоциировалась с поездкой, чаще приятной, в другой город, где можно и поработать, и приятно провести время. В нашем случае переезд за тридевять земель воспринимался людьми как командировка, а перевоз оборудования — как эвакуация. Поэтому многие думали так: поедем, поможем всё организовать, к тому времени Красная Армия отгонит фашистов от Москвы, и мы снова вернёмся домой в родные цеха. Поэтому продуктов взяли с собой в обрез, не позаботились и о тёплой одежде. Однако действительность оказалась более суровой. Конечным пунктом командировки был определён уральский городок Аша, о котором мало что было известно. Единственное, что удалось узнать, так это то, что рядом с ним находился металлургический завод, построенный в годы первых пятилеток. В Москве прикинули, что добираться до места придётся чуть более суток. В конце октября 1941 г. начался демонтаж оборудования и погрузка станков на железнодорожные платформы Труд был адский. Ведь приходилось откручивать специальные анкерные крепёжные болты, по специальным приспособлениям перетаскивать станки к машинам, перевозить на станцию, а там грузить в сформированный заранее состав. На всё про всё давалось два дня. И в путь.
Дорога на восток оказалась не менее тяжёлой, чем погрузка-разгрузка. Не успели отъехать от Москвы, как состав попал под бомбёжку. К счастью, потери оказались минимальными: разворотило одну платформу со станками. Но и дальше было не легче. Состав то и дело останавливался, пропуская встречные эшелоны, шедшие на фронт. На двадцать первые сутки, преодолев, наверное, две трети пути, как невесело шутили рабочие, состав прочно прилип к рельсам. Выяснилось, что Аша не может принять эшелон. Люди, честно говоря, приуныли. 1942-й год пришлось встречать в теплушках. Так как целый ряд работников отправился в эвакуацию вместе с семьями, руководство эшелона решило устроить для детей новогоднее торжество с праздничной едой, подарками и даже Дедом Морозом. Это помогло как-то скрасить ожидание.
Наконец, поступает команда продолжить путь, и в начале января 1942 г. эшелон добрался до Ашу. Посёлок встретил прибывших трескучими морозами, а жилья не было. Определили всех к местным жителям на постой. Как вспоминали впоследствии ветераны, люди оказались очень добрыми, приветливыми, жили, как говорится, в тесноте, да не в обиде, делились последним куском. У приехавших же ни одеял, ни подушек не было, детям стелили старые телогрейки. Но трудности сплачивали; впрочем, в противном случае, выжить было бы просто невозможно.
Время подгоняло. Едва обжившись, принялись за разгрузку. И тут выяснилось, что в Аше нет места, где можно было бы оборудовать цех. Недолго думая, станки решили устанавливать в бывшем клубе металлургического завода. Ещё вопрос: а кто будет разгружать? Мужчины, в основном, на фронте, командированных — раз-два и обчёлся. Пришлось женщинам брать на себя установку оборудования. Вручную делали замесы под фундамент для установки станков, работали по 15 часов в сутки, о выходных никто и не мечтал. Но всё равно рабочих рук не хватало, и на завод стали брать подростков. Особенно часто ветераны вспоминали, как однажды к ним пришёл маленький пацанчик в лаптишках и отцовской телогрейке. Звали его Ваня Пуртов. Мальчишка оказался трудолюбивым, старательным и скоро уже ходил в передовиках. И работа,
и коллектив пришлись ему по душе и Ваня, став опытным мастером, проработал на заводе до пенсии.
Вот в таких, прямо скажем, нечеловеческих условиях приходилось начинать работу. Но в Москве такие мелочи никого не интересовали. Постоянно шли телеграммы с вопросом: когда наши танки и катюши начнут получать своё специфическое оборудование? Ответом стало общее собрание коллектива завода в декабре 1942 г., на котором рабочие и служащие доложили Правительству, что годовой план они выполнили досрочно и завод заработал на полную мощность.
Валентин ЕВСЕЕВ
|