А
подумал я вчера - на кой ляд наш соотечественник Попов изобрел
радио?
И зачем в моем музыкальном центре работает FM,
УКВ и прочие диапазоны?
Я провел маленькое социологическое исследование,
чтобы выяснить ответы на эти вопросы.
Выяснил я вот что:
- В стройкомплексе "Алые паруса" в который раз за год вот-вот
кончатся квартиры.
- Если у меня возникнут когда-нибудь проблемы с задержкой
сроков (не выплаты зарплаты, разумеется), то меня ждут в
специальной клинике по адресу...
- Спонсором погоды отныне является магазин меховых изделий
"Снежная королева в изгнании".
- Самым лучшим радио, согласно исследованиям фирмы "Комком",
отныне следует считать радио "Русский хиток".
- Самым крутым радио, согласно исследованиям фирмы "Комком",
отныне следует считать радио "Авторрадио".
- Самым народным радио, согласно исследованиям фирмы "Комком",
отныне следует считать радио "Инородное радио".
- Самым радио, согласно исследованиям фирмы "Комком", отныне
следует считать радио "Азия минус"...
И единственное, чего я не услышал - это музыки,
под которую мне хотелось бы проснуться, почистить зубы и,
позавтракав, выхлопнуться на улицу.
И я сделал парадоксальный вывод - я купил радио,
чтобы слушать рекламу и репортажи с дурацкими игрищами и суперпризами,
набранными, вероятно, в ближайшем секонд-хенде.
А как хорошо все начиналось...
Когда коммерческие радиостанции только вылуплялись
наружу - в эфир шла музыка. Непрекращающимся потоком. Так
что утром дома и днем на работе стоило только настроить приемник
и приятный аккомпанемент был обеспечен.
Но недолго музыка играла.
В эфире коммерческих радиостанций появились ведущие,
позже прозванные диджеями.
И началась пурга.
"Гнать пургу" - на профессиональном языке радиокомментаторов
означало "заполнить паузу" в эфире. Так бывало, когда вдруг
заедало магнитофон. Или по недосмотру звукорежиссера была
поставлена не та пленка. Или в передачу, где предполагались
звонки слушателей и общение с ними, никто не звонил. Или еще
по какой-то причине.
Диджеи гнали пургу без причины. Поскольку учредители
коммерческих радиостанций были людьми, как правило, с регистрацией
в Западной Европе и США, то и работу они ставили на свой,
западный манер. У них, у западных маркетологов-социологов,
вся система воздействия на слуховой аппарат и мозги уже была
отработана. Они, правда, не учли, что исследования проводились
на западных людях. А наши были немного другие. Самой главной
причиной оттока слушателей от "Радио России", "Юности", "Маяка"
и прочих государственных вещателей стала музыка. Качественная
музыка, которой было много. И пока диджеи забавлялись только
тем, что гнали пургу в малых размерах и объявляли исполнителей,
все еще было терпимо.
Но вот появились новые рекомендации шибко умных
маркетологов. И плей-листы стали составлять компьютеры. Диджеев
рекомендовано было отпинывать от стоек с сидюками с садизмом
и жестокостью. Плей-лист, сгенерированный компьютером, видоизменять
было нельзя. Можно было только на него молиться. Тут-то и
проявились все чудеса современной кибернетики. Как-то я своими
ушами слышал в эфире чудную комбинацию из четырех вещей: "Yesterday"
в исполнении Beatles, "Yesterday" в исполнении Пола Маккартни
(запись с последнего турне), "Yesterday" в исполнении Лондонского
симфонического концерта, "Yesterday" в исполнении Рэя Чарльза...
С точки зрения компьютера все было просто клево: тут тебе
и песенка из шестидесятых (как бы рок), далее попсовая концертная
запись восьмидесятых, немножко классики, и старый добрый блюз.
Чего еще лучше?!
После ряда таких закидонов плей-листы перестали
быть священными коровами.
Но появилась реклама.
Никто не спорит - без рекламы ныне даже радиоволны
плескаться не будут. Но радио - дело не очень дешевое. А расценки
на рекламу после кризиса упали. Значит, рекламы надо ставить
в эфир больше.
И реклама все больше вытесняла музыку.
Но и это было терпимо.
Пока не произошел поворот в сторону отечественной,
так называемой музыки. Поначалу это было прикольно. Услышать
Гулькину и "Мираж" рядом с Крисом Ри и Элтоном Джоном, это
было, это было... Как попробовать мороженое с соленым огурцом.
Вот тогда-то я и начал впервые вертеть ручку настройки радио.
А потом шибко умные маркетологи-социологи сказали,
что со слушателем надо работать. Удерживать его, так сказать,
на волне. Втаскивать их на нее. А поиметь нового слушателя
легче всего, играючи. Посулить ему приз. И показать, как этот
приз легко достается другому.
И понеслось.
Ладно еще, когда в "Копилке" "Европы плюс" собиралась
приличная сумма. За деньгами охотилась, говорят, даже специально
сварганенная группа слушателей, отслеживающая "игры с компенсацией".
Но когда ведущий с пафосом объявляет победителя, умоляет его
не класть трубку, чтобы забрать приз - кепку с символикой
фирмы "Тратата" - это уже, ребята, чересчур. Мало того, что
я, нося эту кепку, буду рекламировать бесплатно фирму "Тратата",
так я еще и выигрывать ее должен?! Обходя в целых трех турах
поднаторевших в "Полях чудес" пенсионерок и домохозяек.
Об
этом может подумать человек, который слушал себя в эфире двадцать
минут кряду (с перерывами на рекламу и на Гулькину). А теперь
представьте о чем может подумать человек, которому даже кепки
не досталось! И подумать страшно...
В общем, пока грузили космический корабль всяческими
примочками и питанием, места для самого космонавта не осталось.
P.S. Сиди-чейнджер на пятьдесят дисков я в тот
день не нашел (были почему-то только на три и на пять). Пришлось
настроиться через Internet на радио островов Тринидад и Тобаго.
Там, конечно, тоже есть реклама, новости и игры. Но я, к счастью,
их не понимаю. Отношусь ко всему этому, как к помехам в эфире.
P.P.S. И Гулькину я там тоже ни разу не слышал.
А клевый реггей есть. Много.
P.P.P.S. Поспорить или поддержать автора можно,
отправив письмо по адресу: djjedi@mnogo.ru.
Архив статей DJ Jedi ищи в рубрике "Крутятся мысли" музыкального
портала Gromko.ru
|