Питерский фолк-рок-коллектив The Dartz радует поклонников вот уже 13 лет. В 2007-ом их диск «Бывает иногда» был признан лучшим рок-альбомом года по итогам голосования на портале NewMusic, а в 2009 г. тот же почетный титул получила их новая работа – апокалиптическая мистерия “Proxima Parada”. Лидер группы, Дмитрий “Dee” Курцман, готов поделиться опытом с начинающими музыкантами!
Бум: Есть ли у Dartz менеджер – или участники сами занимаются организацией концертов, переговорами со звукозаписывающей компанией и т.д.?
Д.К.: В основном сами, но, конечно, это отнимает много даже не времени, а сил, которые можно было бы вложить во что-то другое. Чем дальше, тем больше я понимаю, что музыканты не должны заниматься собственной раскруткой, сочетать менеджирование своей команды с игрой в ней же – это порочная практика. Раньше мне как-то удавалось это совмещать. Сейчас я все жду, что появится какой-нибудь дядька, которому можно будет сдать менеджерские дела. Но это должен быть дядька, которому мы все доверяем. Такого пока нет.
Бум: Как вообще можно организовать концерт? Вот приходите вы в клуб и говорите: «Мы группа Dartz, давайте мы вам поиграем вечером»?
Д.К.: Раньше именно так все и происходило. Сейчас все уже в курсе, что такое Dartz, кроме того, есть несколько клубов, которые рады нас видеть как можно чаще, и тут уж мы стараемся пореже к ним обращаться, чтобы не играть каждую неделю и не наскучить. А прежде, конечно, везде просили демо-запись. Или предлагали: давайте вы у нас выступите в понедельник, без риска для клуба, когда публики все равно мало. Кстати, мы нетипичная группа: обычно музыканты начинают свою творческую карьеру именно с демо-записи, а мы сразу стали записывать полноценные альбомы. И уже из них могли делать подборки лучших вещей и приносить директорам клубов, чтобы показать. Но – открою секрет – арт-директоров в основном интересует совсем не качество твоей игры и твоей музыки, к сожалению. Если они получают записи и слышат, что вроде бы все звучит нормально, то первым делом смотрят отзывы о группе в «гугле». И звонят парочке знакомых: «А вот скажи, ты знаешь, сколько народа собирает такая-то команда?» Если и в интернете миллион отзывов, и все этих ребят рекомендуют, значит, это не фуфел, можно с ними работать. Если же о группе ничего не знают – допустим, в другом городе, то она может услышать: «Ну, на вас же никто не придет! Чего вы от нас хотите?»
Бум: И что тогда делать?
Д.К.: Когда я был молодой и горячий, я в таких случаях хлопал дверью. Ну, не интересна вам наша музыка – обойдемся! Проедет Dartz через ваш город, не останавливаясь. Еще из окна плюнет. Сейчас я стал старый и мудрый. Я говорю: «Давайте сделаем так, чтобы было интересно и вам, и нам. Поскольку это я вам звоню, пусть вам будет даже более интересно. Если придет мало народа, можете нам заплатить процент от входа». И дальше начинаем договариваться, о каком проценте идет речь. Организаторы всегда очень осторожны – сейчас же кризис. Поэтому нужна некоторая пробивная способность, надо найти контакт с арт-директорами, которые не хотят с тобой разговаривать.
Бум: Каким образом?
Д.К.: Тут уж все зависит от твоих личных качеств, от того, насколько ты умеешь общаться, создавать приятное впечатление. Надо показать, что ты нормальный человек и понимаешь их резоны. О чем думают директоры клубов? В конце недели их заведения должны оставаться в плюсе или хотя бы не в убытке, иначе они закроются, как это происходит сплошь и рядом.
Бум: Все понятно, но группе-то насколько выгодно ехать куда-то и давать концерт за копейки?
Д.К.: Это вложение в нашу будущую историю. Если группа хочет развиваться, собирать все больше народа, нужно строить отношения с публикой в каждом конкретном городе. Надо понимать: когда вы в первый раз приедете в Рязань, например, или в Тверь, или в Нижний Новгород, придется начать с нуля и первые концерты давать «в минус». Кстати, так будет и в родном городе. Первые пару лет однозначно придется работать на будущее. Это нормально. Более того, даже на Западе артисты, если их не прикрывает сверху какой-нибудь лейбл, первые годы ездят на гастроли себе в убыток.
Бум: Клубам, наверное, наиболее выгодно организовывать сборные концерты или фестивали? Если на одну группу народ не придет, то хотя бы на другую явится.
Д.К.: Кстати, фестивали – это отличный способ для молодой команды как-то заявить о себе, начать набирать свою публику.
Бум: А как туда пробиться?
Д.К.: В подлеске шоу-бизнеса, в котором мы находимся, да собственно и на его верхушках, все решают контакты и отношения. Можно написать организаторам фестиваля e-mail, но если он придет от незнакомого человека, его, скорее всего, не прочтут. Можно написать sms. Это еще хуже. Все решает личное присутствие – личный звонок, личный визит. Да и то звонок ничего не гарантирует. Если фестиваль раскрученный, то организаторам звонят многие, и тут как-то надо их заинтересовать, чтобы выбрали именно вас. Неплохо, если организатору какой-нибудь хороший знакомый скажет: «Знаешь, еще такая группа Dartz есть, не хочешь их позвать?» И тут как раз звонит группа Dartz. Тогда шансы велики. Так везде на самом деле.
Бум: Перед фестивалем тоже надо предоставить демо-запись?
Д.К.: Фестивали бывают двух типов. Первый – это тупые «солянки», цель которых – просто срубить бабла или устроить движуху, лишенную любой идеологии. На такие фестивали попасть легко, но и никакого прока от них не будет. А есть фестивали тематические. Вот мы, например, проводим в Питере фестиваль «Фолк-рок-ярмарка», хотим его и в Москву перенести. Вот туда попасть непросто. Мы сами находим музыкантов, которые нас интересуют. И так набираем три группы на фестиваль, не больше, потому что при таком количестве каждой можно уделить какое-то внимание. На таких фестивалях обычно играет большую роль качество музыки, поэтому ты первым делом получишь просьбу прислать демо или показать запись живого выступления, выложенную на YouTube. Она сразу даст визуальное представление о том, как выглядят музыканты, позволит оценить уровень исполнения.
Бум: Сделать клип – это дорого, наверное?
Д.К.: Да это даже не клип, просто демонстрационный ролик. Можно на пару камер снять хотя бы даже домашний сейшн. Это совсем недорого. Но это одно из первых серьезных вложений, которые должна сделать молодая группа. Еще один способ обзавестись такой записью – попасть на телевидение. И потом показывать всем программу с вашим участием, там точно будет качественный звук.
Бум: Насколько это сложно?
Д.К.: Здесь мы вплотную подошли к вопросу рейтингов, которые работают на радио и телевидении. Молодые музыканты часто считают, что надо для начала засветиться на экране – и уж тогда народ попрет на их выступления. На самом деле сначала надо собирать полные залы – только тогда есть шанс попасть в эфир. И после этого концертов действительно будет еще больше. Почему на радио не возьмут даже самую замечательную группу, на которую никто не ходит, будь это хоть King Crimson? Потому что начальство прикинет: если эта группа не собирает публику, значит, она не интересна в городе. И следовательно, когда ее песня зазвучит по радио, скорее всего, люди переключатся на другую волну, и у станции упадет рейтинг. То же самое с телевидением. Поэтому успешные концерты – это для радиостанций и ТВ залог того, что ты интересен какому-то количеству людей.
Бум: Как привлечь публику на свои выступления?
Д.К.: Единственный честный способ – это писать хорошие песни. Потому что все остальные методы – раскрутка, менеджирование, интернет-методы – это все вторично. Если есть деньги, можно, разумеется, что угодно раскрутить. И на это даже некоторое время будут ходить люди. На самом деле все зависит от цели. Если хочется по-быстрому заработать денежек, то можно вложить миллион и снять полтора, например, в течение года. Ну, в течение двух. У вас будет прибыль, но на этом все кончится. Потому что не останется ни песен, ни воспоминаний у людей, ни сплоченного коллектива, ни отношений человеческих, ничего. Если же у вас задача войти в историю как группа с прекрасными песнями, то нужно, конечно, идти постепенно, потому что ни у одной нормальной группы никогда нет денег. Но зато если есть песни хорошие, то есть и шанс.
Бум: Кстати, что можно рекомендовать при работе над песнями?
Д.К.: Надо найти человека, который будет заниматься звуком. Сразу, конечно, профессионала отыскать не удастся, но пусть он хотя бы будет вместе с вами расти. Это гарантирует то, что постепенно звук будет все лучше и лучше. Для прогресса группы неплохо все репетиции записывать и потом анализировать. Еще важна хорошая аппаратура и нормальная репетиционная точка (или, как в Москве говорят, база). Иначе вы никогда не научитесь играть – только орать и бить по струнам. Когда-то я репетировал с группой на квартире, там все вокруг звучало очень громко, и мне приходилось вопить, чтобы перекричать остальных. Естественно, никакой пользы голосу это не принесло. Потом просто пришлось переучиваться, чтобы нормально петь. А чем лучше у тебя аппаратура, чем лучше звук на точке, тем больше ты будешь слышать нюансов своей игры. Тем быстрее повзрослеешь. В хорошем смысле.
Бум: На что стоит обратить внимание при заключении контрактов на издание альбомов с какой-либо компанией?
Д.К.: Начинающей группе я предлагаю не париться, не читать эти контракты и просто ставить подписи везде, где для этого есть место.
Потому что все равно как-нибудь обманут.
Бум: Жизнерадостная точка зрения!
Д.К.:На самом деле надо обращать внимание на ограничение свобод по отношению к песням. Каждый лейбл при издании альбома хочет забрать себе побольше прав. Особенно важно подумать об электронной коммерции. Например, может ли группа сама где-нибудь выложить mp3 своего альбома? Очень часто бывает, что группа хочет разместить в Сети свои песни, а лейбл этого не делает. Когда мы подписывали с «Перекресток Pекордс» бумаги на издание «Proxima Parada», я заранее предупредил, что надо сделать в договоре пункт, по которому группа может выкладывать в интернете треки для скачивания. Это не сильно влияет на деньги, которые получают группа и лейбл, а вот распространение альбома благодаря этому ускоряется в разы. Если же нет официальных mp3, то, во-первых, это не современно просто, немножко портится имидж группы. А во-вторых, песни все равно скоро появятся на торрентах.
Бум: Кто занимается распространением дисков на концертах?
Д.К.: У нас с «Перекрестком» договоренность, что на концертах продает диски группа. Потому что больше всего дисков уходит именно на выступлениях. В магазинах люди сейчас не покупают альбомы незнакомых музыкантов, если их не рекламируют по радио. Поэтому группе – вот на что надо обратить внимание! – стоит договориться, чтобы роялти, авторский гонорар, платили не деньгами, а дисками. Вероятность, что тиражи начинающей группы будут миллионными, – ноль, а только в этом случае роялти составит какие-то нормальные деньги. Если будет продано, допустим, две тысячи дисков, то отчисления группе в течение двух-трех лет составят тысяч тридцать. Вам это надо? Группа гораздо больше денег заработает, продавая свои диски на концертах. Поэтому надо в приложении к договору указать, что группа хочет получить в качестве роялти 300 дисков с первой тысячи – больше, не дадут, наверное, хотя все зависит от отношения с лейблом. Так музыканты всегда будут при дисках. Это очень важно. Нет ничего глупее, чем группа, уезжающая в тур без дисков.
Бум: Необходим ли музыкантам собственный сайт?
Д.К.: Современной группе обязательно нужен какой-то ресурс в Интернете. Нашим сайтом (www.dartz.spb.ru) занимаюсь я сам, это не очень сложно.
Бум: Расскажи, что это была за страшная история, когда на группу Dartz чуть ли не подали в суд за исполнение ее же собственных песен?
Д.К.: Мы не довели дело до суда, но ситуация была стандартная. Когда ты играешь в залах, за которыми наблюдает РАО, Российское Авторское Общество (а РАО наблюдает за всеми государственными залами – театрами, ДК, большими клубами), приходят дядьки из этой организации и говорят: за то, что музыканты исполняют здесь песни группы Dartz, чьи авторские права мы защищаем, нам полагается от организатора 5% от сборов. А поскольку на сцене та же самая группа, чьи права они защищают (и, как правило, организатором концерта является она же), платить 5% от своих денег за то, что кто-то защищает твои же права и не дает тебе исполнять твои же песни, – полнейший бред. Чтобы избежать этого, нужно просто сказать сразу же: ребята, мы вам сейчас напишем отказную. Другого пути, к сожалению нет. Иначе все может кончиться судом. Он будет абсурдным, но потреплет всем нервы. В отказной должно говориться, что поскольку ты являешься автором и исполнителем собственных песен и на данном концерте исполнил такие-то композиции, каждая из которых принадлежит тебе, ты не настаиваешь на получении авторского вознаграждения. Потому что те пять процентов, которые ты отдашь в РАО, тебе теоретически со временем обязаны вернуть, но на практике, естественно, ты вряд ли что-то получишь. Такого быть не должно. Я думаю, все это кончится, когда какая-нибудь большая группа устроит разбирательство и накатает бумагу в суд.
Бум: РАО защищает права авторов, только если эти самые авторы о них заявили, или в любом случае?
Д.К.: В любом. Даже если ты об этом не знаешь, РАО все равно защищает твои права!
Бум: А в процессе концертов и гастролей еще какие-нибудь странные случаи приключаются?
Д.: Ну, гастроли – это вообще странная ситуация. Потому что музыканты едут в неизвестность, не зная, что их ждет, где придется ночевать, все ли клубы выполнят их сценический райдер – требования к аппаратуре – и заплатят ли какие-то деньги. Особенно это касается гастролей за границей, в Украине, например. Но, тем не менее, группа это зачем-то из раза в раз делает. Это очень странно, но трогательно и очень правильно, потому что это и есть рок-н-ролл. Опять-таки, если цель срубить много-много денег за два года, то так поступать нельзя. Экономически это совершенно не выгодно. Но если цель – получить максимум кайфа от этой жизни, делая то, что тебе нравится, разъезжая с друганами на поезде, вываливаясь из вагонов, знакомясь с новыми людьми, гуляя по незнакомым городам практически за чужой счет, то это то, что нужно.
P.S. Песни из репертуара The Dartz, «Аль Рашид», «Минареты над Парижем» и «Баллада маяка Ар-Мэн», можно послушать в рубрике Восходящие звёзды музыки
фото Георгия Герасимова
Катерина Крузенштерн |