Для того, чтобы не попасть впросак с ответом на этот вопрос, нужно побывать в славном городе Киеве. Есть ли связь истории Киева c историей России? Буквально на каждом шагу можно найти тому свидетельства.
Знаки древности
Первым таким знаком для нас стала Старокиевская гора. «Вот отсюда и пошла Русская земля», – сказали мы, немного переиначив небезызвестную «Повесть временных лет», когда забрались на «горку». Удивительное ощущение – знать, что эту гору мы видим практически такой же, какой её видели Кий, Щёк, Хорив и сестра их Лыбидь. Надо проявить только чуточку воображения и мысленно убрать с горизонта высокие дома, башни подъёмных кранов и представить, как видели это место будущие основатели города. Кстати, чтобы обозначить самый старый участок Киева, на горке лежит камень с выбитой на нём той самой цитатой из летописи.
Неподалёку растёт липа, которой уже более четырёхсот лет! Её посадил ещё митрополит Пётр Могила на месте разрушенной татаро-монголами Десятинной церкви. Липа пережила ещё много исторических событий, но жива и здорова и по сей день. И даже цветёт. Только вот городские власти, заранее охраняя её от разных восторженных туристов, которые наверняка захотят полазить по ней, покачаться на вековых ветках или увести частичку на память, заботливо огородили дерево небольшим заборчиком. Вот мы и постояли немного, полюбовавшись на такую красоту, и пошли дальше, искать свидетельства тех древних лет. Тем более, что их тут предостаточно!
На другой горке (их тут, ох, как много!) – Владимирской – стоит памятник русскому князю, с именем которого связана новая ступень развития нашего государства – принятие православия. Это – Владимир Креститель, которого в народе звали Владимир Красно Солнышко. Многочисленные туристы хотят сфотографировать красивый памятник князю, который по вечерам ещё
и освещается, и полюбоваться Киевом и Днепром.
Легендарная церковь
В Киеве много старинных, очень красивых церквей. У каждой своя история, стены каждой могут поведать много интересных историй. Но Андреевская церковь – особенная. Её история окутана множеством легенд. Например, одна из них гласит, что раньше на месте Днепра было море, но со временем оно ушло вниз и спряталось под горой, на которой и стоит Андреевская церковь. Городская молва говорит, что для того, чтобы от ударов колоколов море не проснулось и не затопило город, здесь так и не построили колокольню. На самом деле, есть более прозаичное объяснение. Дело в том, что церковь была построена на том самом месте, где апостол Андрей Первозванный воздвиг крест, предсказав возникновение большого христианского города. В память об этом императрица Елизавета Петровна приказала построить на месте креста церковь. Но, так сказать, для личного пользования, а не для всего киевского народа. Поэтому смысла в колокольне, которая обычно созывает прихожан на службу, у Андреевской церкви не было.
Эта церковь, к счастью, была почти не тронута во время войны. Так и стоит она, яркая, бирюзово-голубая, ажурная – такая, какой привыкли её видеть киевляне ещё с XVIII века. После прогулки вокруг Андреевской церкви ноги сами понесли нас вниз с горки прямо по Андреевскому спуску. Местные жители зовут эту улицу и «Киевским Монмартром» и «Киевским Арбатом». Если не считать того, что по ней изредка проезжают машины и сама улочка представляет собой довольно крутой спуск, то сходство с Арбатом заметить можно. И тут с каждым домом связана какая-нибудь красивая легенда, вдоль тротуара стоят яркие лавочки с сувенирами, а ловкие торговцы зазывают развесивших уши туристов, каждый в свою. Тут так же продают шапки-ушанки, футболки с именами известных спортсменов, матрёшки. Но есть и более аутентичные сувениры – магнитики в виде самого популярного украинского блюда, сала, вышиванки и рушники.
Здесь живёт история
Друг напротив друга располагаются в Киеве ещё два исторически очень важных для современных России и Украины храма – Михайловский Златоверхний монастырь и Софийское подворье. Первый был разрушен и недавно восстановлен, а вот второй история пощадила. Дело в том, что в Софийском соборе, которому ни много ни мало уже тысяча лет, покоятся останки его основателя – князя Ярослава Мудрого – и Владимира Мономаха. Их мраморные саркофаги стоят в храме и по сей день. Раньше, во времена Древней Руси, Софийский собор был главной церковью государства, тут впервые была организована школа, библиотека, тут принимали послов и венчали на великокняжеский престол. Все галереи покрыты как оригинальными фресками и иконами и XI века, так и восстановленными в XVIII веке, что, собственно говоря, для нас тоже древность. А ещё очень интересно поближе рассмотреть стены храма. На них видны граффити: рисунки и надписи, сделанные нашими предками.
Мы не упустили шанса подняться на колокольню – с неё открывается прекрасный вид и на сам Софийский собор, и на Михайловский Златоверхний, и на площади перед ними: соответственно, Софийскую с памятником первому гетману Украины Богдану Хмельницкому и Михайловскую – с памятником княгине Ольге, апостолу Андрею и святым Кириллу и Мефодию. Колокольня продувается всеми ветрами, а лестница крутая и извилистая, поэтому тем, кто боится холода и высоты, придётся немного подрожать, поднимаясь по ней, но все мучения стоят того!
С именем великого князя Ярослава Мудрого связан ещё один древнерусский памятник – Золотые ворота. К сожалению, те самые ворота, которые не пропустили в своё время войско хана Батыя, до наших дней целиком не сохранились. Их руины можно увидеть сквозь щёлочку между брусочками у входа в боевую башню. В остальном, это лишь макет в натуральную величину. Киевляне не могли не восстановить их. С XI века это был главный въезд в столицу Киевской Руси. Позади ворот находится памятник князю Ярославу Мудрому.
В ладонях он держит многоглавый собор св. Софии. Почему-то многие киевляне зовут этот памятник не иначе как «мужчина с киевским тортом». Действительно, сходство с кондитерским изделием есть! Кстати, на монументе видны отпечатки ладоней. И до сих пор неясно, что это: то ли скульпторы захотели навечно оставить свой след в истории в прямом смысле этого слова, то ли это какое-то зашифрованное послание потомкам. Вопрос остаётся открытым!
Главная святыня
Конечно, если турист не видел Киево-Печерскую лавру, можно уверенно сказать, что в Киеве-то он и не был! Лавра не только один из символов Киева, но и святыня всего древнерусского государства. Путь к ней интереснее всего начинать с парка, который носит зловещее название «Аскольдова могила». Надо отметить, что и атмосфера здесь соответствующая: именно там князь Олег (известный как вещий) вероломно убил киевских правителей Аскольда и Дира. На этом месте возведена красивая маленькая церковь. Со временем вокруг Аскольдовой могилы было разбито кладбище, где в разные годы хоронили, то знаменитых киевлян, то оккупировавших город фашистов, то освободивших его советских воинов.
Но мы там долго не задержались и направились дальше к Лавре. По дороге нам встретилась и церковь апостола Андрея Первозванного, и памятник ему же. А подойдя поближе к Лавре мы остановились у ещё одного замечательного памятника, который носит название «Будем жить!». Это монумент военным лётчикам. Но в задумчивой фигуре без труда узнаётся замечательный актёр и режиссёр Леонид Быков в роли Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». Без сомнения, его любят и в России, и у него на родине – на Украине. В углу памятника виден вытертый до блеска кузнечик (такое прозвище было у одного из героев фильма). Туристы, да и сами киевляне, любят его потереть «на счастье».
И вот красавица Лавра! Надо сказать, что она представляет собой огромный комплекс. Тут и церкви, и могилы известных личностей (например, Петра Столыпина), и трапезные палаты, и музеи, и колокольня. У последней, кстати, есть своё прозвище – Пизанская башня Киева. Правда, она отклоняется от своей оси ненамного – всего на 60 см.
Но наибольший интерес представляют пещеры. По большому счёту, с них-то Лавра и начиналась в XI веке. Сейчас в них захоронены святые мощи монахов, которые когда-то населяли Лавру. Тут можно увидеть и гробницу легендарного Ильи Муромца, (который существовал и в реальности, а не только в сказках), и знаменитого летописца Нестора. Пещеры узкие, тёмные, с низкими сводами потолков. Так что надо брать с собой свечу. Она-то и будет единственным источником света там.
Литературная столица двух государств
Очень интересно гулять по Киеву после прочтения книг и просмотра фильмов, в которых он упоминается. Например, перед поездкой сюда полезно пересмотреть фильм «За двумя зайцами» и перечитать роман М.А. Булгакова «Белая гвардия». Оба этих произведения можно не раз вспомнить, гуляя по Андреевскому спуску. Во-первых, именно у Андреевской церкви снимали свадьбу героев фильма «За двумя зайцами» Голохвастова и Прони Прокоповны. Неподалёку есть даже памятник им. А в одноимённом ресторанчике подают самый вкусный в столице, по мнению киевлян, борщ. Ответственно подтверждаем: так оно и есть!
Булгаков и Киев, впрочем, как и Булгаков и Москва, тесно связаны. Во-первых, Михаил Афанасьевич родился в этом городе, во-вторых, жил и практиковал в качестве врача в доме на Андреевском спуске (сейчас там очень интересный дом-музей) и учился на медицинском факультете киевского университета (сейчас это ярко-красное здание Киевского Государственного Университета им. Тараса Шевченко), а в-третьих, действие его первого романа «Белая гвардия» происходит именно в Киеве, в том самом доме №13 на Андреевском спуске (в романе — Алексеевский).
В музее как бы сосуществует два мира — мир семьи Булгаковых и мир Турбинных: все предметы, которые в музее представлены в цвете, являются подлинными, свидетелями жизни самого Булгакова, а вот предметы, выкрашенные в белый цвет, имеют отношение к Турбинным. Благодаря великому писателю, тесная связь Москвы и Киева ощущается ещё сильнее. Он родился, вырос, учился и написал свой самый первый и очень «киевский» роман именно здесь, в Киеве. Но потом писатель переехал в Москву, создал множество замечательных произведений уже в столице России, тут же он написал свой последний и очень «московский» роман «Мастер и Маргарита».
Анастасия ЕВСЕЕВА |