Еще
совсем недавно у нас с восторгом писали о яппи: молодых, спортивных,
красивых, образованных, интеллектуальных, заработавших к 20
годам первый миллион долларов.
Если порыться в словарях, можно выяснить, что
"яппи" - калька с английского "yuppi", образованного, в свою
очередь от словосочетания "young upwardly - mobile professional".
А перевести все это, опять-таки полистав словарь и почесав
хорошенько в затылке, можно как "молодые сверхактивные профессионалы".
Почти что "деляги - проныры". Чем не пример для подражания,
особенно в сравнении с недавней памяти хиппи, грязными, волосатыми,
отвергающими деньги, успех и бизнес?
Многим тогда у нас захотелось быть похожими на
яппи. Правда, выглядело это как-то странно: доморощенные кандидаты
в яппи нацепили зеленые и малиновые пиджаки, украсили пальцы
перстнями... В общем, вырядились так, как одеваются разве
что торговцы наркотиками в Штатах. Уважающий себя яппи носит
строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень
дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук
булавкой с рубином - это дурной вкус. Максимум, что он может
себе позволить, - это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный
хронометр "с репетицией". Но даже это не рекомендуется. Считается,
что тот, кто выставляет богатство напоказ, приманивает к себе
налоговую службу. Значит, он неумен. А с таким партнером бизнес
лучше не вести.
О жизни яппи лучше всего узнавать из журналов,
которые яппи сами для себя издают. Тиражи этих изданий крошечные,
и распространяются они, в основном, среди своих. Основное
их содержание - письма яппи о своих проблемах. Причем все
они подписаны либо инициалами, либо именами без фамилий, либо
псевдонимами - необходимость поддерживать образ благополучного,
уверенного в себе дельца вынуждает яппи к анонимности.
Любимая тема яппи - нехватка времени. Оказывается,
у яппи ни на что нет времени, кроме бизнеса. Даже на сон.
Спит типичный яппи часов 5, не больше. Многие жалуются на
то, что работают все уик-энды и бывают дома не чаще двух-трех
раз в месяц, практически не видят жен и детей. Яппи жалуются
на все убыстряющийся темп деловой жизни и ужесточающуюся конкуренцию.
Причем времени на досуг, на отдых у них не остается не потому,
что они трудоголики, а из-за напряженной ситуации в мире бизнеса:
современные коммуникации резко увеличили скорость проведения
финансовых и других деловых операций и столь же умножили число
конкурентов. Оставить "дело" без присмотра на лишний час становится
просто опасно: за это время можно и разориться.
Неудивительно, что у яппи возникают проблемы со
здоровьем. Практически все пользуются транквилизаторами -
только так можно бороться с чудовищно напряженным ритмом деловой
жизни – и снотворными. Впрочем, многие яппи полагают, что
к снотворным они вынуждены обращаться из-за нарушения ритма
жизни: если сегодня у тебя деловые переговоры в Бостоне, завтра
- в Каире, а послезавтра - в Сингапуре, представление о дне
и ночи полностью нарушается.
В
1990 году проблемы в половой сфере испытывал каждый второй
яппи. Это безумно много, если вспомнить, что яппи - это не
климактерические старички, а молодые, крепкие, спортивные
парни, непьющие и некурящие. В 1994 году, как оказалось, лишь
четвертая часть американских яппи не жаловалась на расстройство
половой функции! Врачи в отчаянии. Некий доктор Хоуфстадтер,
сексопатолог, пользующий почти исключительно яппи, жалуется
в яппи-журнале, что пациенты довели его самого до невроза:
мол, обычные методы терапии к ним применить не удается, рекомендации
"взять отпуск и отдохнуть" вызывают у них ужас, прописанные
препараты из-за сочетания с транквилизаторами и снотворным
приводят к непредсказуемым результатам, нормально наблюдать
пациентов невозможно - в назначенное для повторного визита
время они или заняты деловыми переговорами, или сидят перед
дисплеем у себя в офисе и пытаются спасти свою фирму от краха
при очередной биржевой лихорадке. Еще хуже, жалуется доктор
Хоуфстадтер, если ты назначаешь пациенту-яппи прийти в следующий
раз с женой: можно быть уверенным, что во второй раз появится
только жена (сам яппи будет где-нибудь в Маниле) и обрушит
на врача часовую исповедь о своей несчастной жизни.
Жена, если верить письмам, - крест яппи. Дело
в том, что обычно яппи сначала зарабатывает свои первые миллионы
и становится членом яппи-клуба, а уж затем женится. В результате
сплошь и рядом оказывается, что его избранницей стала либо
смазливая и стройная дурочка, либо хищница, позарившаяся на
его миллионы (и то и другое нередко совпадает). О каком духовном
контакте и семейной гармонии в таком случае может идти речь?
Семья, призванная быть надежным тылом мужчины, превращается
в такую же зону боевых действий, как и бизнес, а мысль о разводе
с женой среднего яппи ужасает - это трата времени и денег
на бракоразводный процесс, брешь в доходах от алиментов, удар
по репутации.
Естественно, многие яппи заводят любовниц. Но,
оказывается, у яппи нет времени на любовницу точно так же,
как и на жену. И это еще не все. Разрыв с любовницей - это
угроза шантажа. Легче завести новую любовницу, содержа при
этом еще и старую. Некий яппи так и пишет: завел, мол, уже
третью содержанку, видеть ее чаще, чем раз в два месяца, не
удается, она ревет и бесится, расходы на содержание четырех
женщин растут, а что делать - не знаю. Психоаналитик выслушал
и послал к психиатру, психиатр выслушал и послал к психоаналитику.
Так он и живет.
Еще один предмет жалоб - недвижимость. Уважающий
себя яппи должен иметь поместье. (Иначе пойдет слух: миллионер
такой-то на грани разорения.) Очень престижным считается покупка
старинной усадьбы где-нибудь в Европе, предпочтительно на
Британских островах. Особый шик - приобретение острова, где
строятся усадьба, гавань, вертолетная площадка (а еще лучше
- небольшой частный аэродромчик). Денег это все сжирает чертову
кучу, а вот попользоваться этим вволю не удается, опять-таки
не хватает времени.
Еще
один предмет жалоб - недвижимость. Уважающий себя яппи должен
иметь поместье. (Иначе пойдет слух: миллионер такой-то на
грани разорения.) Очень престижным считается покупка старинной
усадьбы где-нибудь в Европе, предпочтительно на Британских
островах. Особый шик - приобретение острова, где строятся
усадьба, гавань, вертолетная площадка (а еще лучше - небольшой
частный аэродромчик). Денег это все сжирает чертову кучу,
а вот попользоваться этим вволю не удается, опять-таки не
хватает времени.
Очень тяжелое впечатление производят на яппи встречи
с друзьями детства или бывшими соучениками, не ставшими яппи.
Среди этих людей обязательно находится кто-то, кто вроде бы
и не преуспел, зато живет полноценной жизнью: ходит на концерты,
слушает любимую музыку, следит за книжными новинками. После
таких встреч яппи страдает, остро ощущая свою культурную и
духовную деградацию. Некто R.R.R. жалуется: "У моего приятеля
нет даже загородного дома, но ему на это наплевать. Зато он
добрых полчаса с восторгом рассказывал мне, каким гением был
Шекспир - особенно, если читать его в оригинале, - и как это
заметно по сравнению с его современниками - драматургами:
Фордом, Вебстерном, Джонсоном. Черт, у меня есть поместье
на родине Шекспира, но нет времени прочитать Шекспира не то
что в оригинале, но даже в дайджестах. Этот парень никогда
не бывал на Багамах - и - будь я проклят! - совсем не хочет
туда. Зато он ходит на выставки, и женщины липнут к нему сами.
На кой черт мне столько денег, если у меня с ними только бессонница
и расстройство желудка, а у этого мерзавца нет денег, но он
доволен жизнью?"
Вообще, чем тупее яппи - тем легче ему жить. Если
он занимается производством какой-нибудь упаковки и не интересуется
ничем, кроме этой упаковки и бейсбола - он счастливый человек.
Но если у него есть интеллектуальные запросы, муки ему обеспечены.
Яппи терзает страх перед будущим. Тот же R.R.R.
пишет: "Я хотел иметь очень много денег. Я рассуждал так:
повкалываю лет 15, создам свою "империю" и дальше буду только
отдыхать и жить в свое удовольствие. Деньги сами будут приращивать
деньги. Но я все чаще с ужасом думаю, что ничего из этого
не выйдет: мои подчиненные разорят меня сразу же, как только
я перестану за ними следить. Мои деньги для них - чужие. Они
готовы их тратить, но не хотят приращивать. От такой жизни
к 70 годам я буду полупарализованной развалиной, которую будут
возить в коляске. Как, спрашивается, я смогу воспользоваться
плодами своих достижений?"
У яппи, покупающих недвижимость в Великобритании,
есть еще один враг – местные жители. Дело в том, что в последние
годы яппи стали скупать дома в рабочих районах Лондона и других
британских городов. Жителей, разумеется, выселяют, дома переделывают
под что-то, приносящее быструю прибыль - рестораны, дорогие
магазины, бордели, казино. Заодно закрываются окрестные заводы,
чтобы не отравляли воздух и не портили пейзаж. Но оказалось,
что, в отличие от обуржуазившихся рабочих США, английские
рабочие еще не утратили "классовых инстинктов".
Один
яппи, подписавшийся "Ro-Ro Ship", жаловался: "Мне разбили
подряд шесть машин, в том числе "мерседес" для представительских
целей. Каждую ночь мне бьют стекла и витрины. Страховые компании
уже отказываются иметь со мной дело. Расходы на секьюрити
выросли до невообразимой величины. Стены домов напротив расписаны
граффити, в которых меня называют Гитлером и людоедом. Британская
полиция, как мне кажется, сочувствует этим подонкам. Недавно
меня пикетировали какие-то экстремисты из организации с названием
"Классовая война". Я принял их представителей, и они мне прямо
сказали, что я - "капиталист", а всех "капиталистов" надо
уничтожить. Я им пытался объяснить, что я не понимаю, что
значит "капиталист", что я - деловой человек, свободный предприниматель.
Они мне ответили, что я, якобы, лишил их родителей работы
и жилья, а их самих - будущего. Я их спросил, кто мешает им
переехать в другую страну - в Австралию, в Новую Зеландию
- и начать там свое дело? Для этого нужен совсем крошечный
стартовый капитал, меньше полумиллиона долларов. Они бросились
на меня и, наверное, убили бы, если бы не телохранители..."
Ну и несчастные же эти люди, яппи, честное слово!
Им внушили, что заколачивать бабки - это хорошо, что они станут
всемогущими, когда начнут вертеть деньгами. А получилось наоборот:
деньги вертят ими, как хотят. Бедный яппи не может позволить
себе делать, что хочет, за него все решает его бизнес. Сущее
рабство, разве что в более утонченной форме.
|