Представь
себе ситуацию: вкатили твоему другану пару по математике,
а он так расстроился, что сбегал домой за папиной двустволкой,
взял тебя в заложники и потребовал, чтобы ему поставили трояк,
да ещё бутылку пепси вручили - в качестве компенсации за нанесённый
моральный ущерб. Скажешь, так не бывает? Ещё как бывает...
В американском городке Макки, штат Кентукки, 17-летний
школьник был отправлен домой за драку. Однако вскоре он вернулся
в школу с целым арсеналом оружия и захватил нескольких заложников.
К счастью, всё закончилось благополучно: захватчик отпустил
заложников и сам сдался полиции. Впоследствии выяснилось,
что он нуждается в психиатрическом лечении. Подобных случаев
за последние годы было не менее полутора десятков; похоже,
что школа постепенно становится одним из мест риска, и в настоящее
время правоохранительные органы как в России, так и за рубежом
проявляют повышенное внимание к проблемам школьной безопасности.
Власти американского города Луисвилля решили произвести
репетицию: инсценировали захват заложников в школе. Полицейский
играл роль захватчика, а учащиеся - роли заложников. В "спектакле",
продолжавшемся с 9 часов утра до 2 часов дня, ученик, проваливший
экзамен, потребовал встречи с директором. На первом этапе,
длившемся около одного часа, до прибытия полиции, вся нагрузка
легла на плечи директора. Он первым появился на месте происшествия,
вошёл в контакт с захватчиком и начал переговоры. Его основной
задачей было внимательно слушать всё, что ему говорят, постараться
снять первоначальное возбуждение, поскольку именно оно сильнее
всего мешает успешному разрешению конфликта, и не забывать,
что время работает на него. В луисвилльской школе переговоры
привели к освобождению нескольких заложников, остальным же
в это время удалось улизнуть.
Но у педагогов, как известно, есть один существенный
минус - они готовы вести переговоры до бесконечности, тогда
как задача полиции - любыми средствами и как можно скорее
справиться с инцидентом.
Одним из критических факторов в ситуациях с захватом
заложников является поведение школьников и учителей. Оказалось,
что учащиеся, напуганные произошедшим, паникуют куда больше,
чем можно было бы ожидать. Так, во время захвата заложников
в школе в Макки ученики бросились к телефонам, чтобы сообщить
родителям о происшествии. Те, естественно, поспешили к школе,
в результате чего их автомашины заблокировали все подъезды
к школьному зданию, что существенно задержало полицию и осложнило
её работу. Однако главное, что должны были сделать ученики
и их учителя, - остаться в своих классах и запереть двери
на ключ.
Одна из функций группы по ведению переговоров
- контроль за поведением заложников. 35 лет назад в Стокгольме,
где при попытке ограбления банка были захвачены заложники,
полиция впервые столкнулась с необычным их поведением. Когда
представители власти просили соблюдать тишину, они шумели,
если предлагалось сесть - вставали. Заложники явно симпатизировали
своему захватчику и негативно относились к властям. Более
того, сам захватчик с симпатией относился к заложникам. Подобное
поведение, названное Стокгольмским синдромом, обычно возникает
в том случае, если заложники удерживаются достаточно длительное
время. Что касается школы, то оказалось, что учащиеся старших
классов наиболее сильно подвержены этому синдрому, и если
захватчик ведёт себя с ними более-менее по-человечески, они
могут начать симпатизировать ему.
Но сколько бы ни было пользы от подобных учений,
любой захват заложников в школе - явление, совершенно не укладывающееся
в рамки традиционной полицейской модели. Поэтому лучший способ
бороться с этим - стараться решать конфликты до того, как
они становятся неразрешимыми. В противном случае наши любимые
гостеприимные школы, за время учёбы ставшие вторым домом,
рискуют превратиться в хорошо укреплённые крепости с мрачными
охранниками на всех этажах. И каково будет там учиться? Не
знаю, как вы, дорогие бумовцы и бумки, я бы в такой школе
даже таблицу умножения на один не освоил...
*
В 1999г. в школе г. Литтлтон, шт. Колорадо, двое подростков
убили 15 своих сверстников и еще 23 ранили. На снимке, сделанном
скрытой камерой, убийцы запечатлены в школьной столовой. Примечательно,
что преступление было совершено в день рождения Адольфа Гитлера.
* Около половины 16-летних подростков в США утверждают,
что, при необходимости, смогут достать оружие.
* Американчские подростки в возрасте до 16 лет
совершают убийства в 12 раз чаще, чем их сверстники из Европы.
* Во всём мире из каждых четырёх детей, покончивших
с собой, трое являются гражданами США.
Редакция благодарит ОНТИ ГИЦ МВД России за предоставленную
информацию.
|