Вопрос
на засыпку: могли ли женщине на пятом десятке в Голливуде
предложить 22 миллиона долларов за фильм? Оказывается, могли.
Именно столько Сигурни Уивер получит за роль Рипли в пятой
картине киноэпопеи "Чужой". Судя по всему, столь высокий гонорар
объясняется трезвым расчетом руководства студии - мол, межгалактическая
странница, которую она воплощает на экране примерно раз в
десять лет, идеально вписывается в царящую в современном американском
кинематографе атмосферу пост-феминизма. Кто - кто, а они-то
знают, что на смену обвешанным оружием мускулистым самцам,
без которых еще недавно нельзя было представить себе ни один
боевик, идет новое поколение кинодив - столь же атлетичных,
не менее сообразительных и куда более сексуальных.
Теперь куда ни кинь взгляд - всюду "воительницы",
причем на любой вкус. Тут и удивительная китаянка-дебютантка
Занг Зуи, лихо машущая мечом и грациозно порхающая по верхушкам
"бамбуковых зарослей" ("Притаившийся тигр, крадущийся дракон"),
и вечно надутая Мишель Родригес, опекающая своего "бойфренда"
("Девушка дает сдачи"), и "боевые пташки" Кэмерон Диас, Дрю
Бэрримор и Люси Льюи ("Ангелы Чарли"), и Анджелина Джоли в
роли Лары Крофт - героини компьютерной игры "Tomb Rider"...
"После "Титаника" Голливуд осознал, что женщины
тоже ходят в кино, - говорит Рэчел Абрамовиц, автор книги
"Женщины у власти в Голливуде". - Если вы хотите снять блокбастер,
то это должен быть фильм, который нравится всем, а не только
молодежи".
А телевидение? Оно и не думает отставать от Голливуда
по количеству воительниц - Сара Мишель Геллар ("Баффи - истребительница
вампиров"), Люси Лоулесс ("Зена - королева воинов"), Джессика
Альба ("Темный ангел") и Пета Уилсон ("Ее звали Никита") наряду
с прочими крутыми девицами сметают на своем пути любую нечисть,
начиная с мелких хулиганов и кончая зловещими силами Ада.
"Времена, когда рядом с подвернувшей ножку героиней
тут же появлялся Тарзан и спасал ее, безвозвратно канули в
Лету", - считает Чарльз Эгли, на пару с Джеймсом Кэмероном
создавший "Темного ангела" - антиутопию, в которой Джессика
Альба играет непобедимую моторокершу-курьера. "Эти фильмы
дают женщинам позитивные ролевые модели, - вторит ему мастер
кунг-фу Пол Кох, половина учеников которого - представительницы
прекрасного пола. - Вы больше не дамочка, попавшая в беду,
вы - героиня".
Разумеется, у современных "воительниц" есть свои
предшественницы. Некоторые считают, что впервые они появились
в таких телесериалах, как "Мстители", где затянутые в черную
кожу Хонор Блэкмен и Диана Ригг нередко пускали в ход кулаки,
и "Ангелы Чарли", который шел по американскому телевидению
с 1976 по 1981 г. Леонард Голдберг, бывший продюсером и первой
версии "Ангелов Чарли", и прошлогоднего римейка, с присущим
ему сарказмом говорит: "Не исключено, что этот сериал положил
начало порабощению женщин поп-культурой".
В Голливуде 80-х, во многом ориентированном на
научную фантастику со звездами-мужчинами в главной роли, Джеймс
Кэмерон создал два столь же сильных женских образа: Рипли
("Чужие") и Сара Коннор в исполнении Линды Гамильтон ("Терминатор"
и "Терминатор-2"). Однако в начале 90-х настоящими "иконами"
для многих женщин - в том числе и феминисток - были Тельма
и Луиза из одноименного фильма Ридли Скотта, которые в наше
время кажутся несколько нереальными - сейчас невозможно представить,
чтобы кто-то из нынешних героинь направил свою машину в пропасть
навстречу смерти. Не говоря уже о том, что многие из них каким-то
образом научились летать.
На
протяжении 90-х Голливуд неоднократно предпринимал попытки
создать "сильную женщину", но без особого успеха. Героиня
Дэми Мур в фильме "Солдат Джейн" хоть и похожа на сегодняшних
суперледи, но слишком мрачна и к тому же вовсю старается стать
"крутым парнем". Режиссер Ренни Харлин пытался снимать свою
тогдашнюю жену Джину Дэвис в боевиках типа "Долгий поцелуй
на ночь", однако публика на это не купилась. Даже Сандра Баллок
чаще всего отказывается сниматься в "фильмах со стрельбой"
после провала "Скорости-2".
Куда больше достижений на счету телевизионщиков,
несмотря на значительно скромное по сравнению с киноиндустрией
финансирование - такие сериалы, как "Зена - королева воинов"
и "Баффи - истребительница вампиров" приобрели статус "культовых".
"Мы живем в эпоху матерей-одиночек, которые хотят
видеть на экране сильную, ни от кого не зависящую женщину,
- говорит Роб Таперт, исполнительный продюсер "Зены", пытаясь
объяснить невероятную популярность сериала. - А Люси Лоулесс
не только красива, но и может как следует врезать и при этом
никогда не плачет".
Как ни странно, но к появлению нынешних кино-
суперледи причастен и такой не слишком щепетильный в отношениях
с женщинами герой, как Джеймс Бонд, - после того, как в фильме
"Завтра никогда не умрет" вместе с Пирсом Броснаном снялась
звезда боевых искусств с Дальнего Востока Мишель Йео, интерес
к подобным персонажам возрос неимоверно.
"Этот фильм положил начало новому поколению "девушек
Бонда", - считает она. (А поскольку подругу агента 007 в очередном
фильме "бондианы" собирается играть Кэтрин Зета-Джонс, это
заявление не кажется столь уж невероятным). Однако окончательное
превращение боевых искусств в голливудский мэйнстрим произошло
после выхода на экраны "Матрицы" с Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити,
которую тренировал Йен Во Пинг, гонконгский хореограф, также
приложивший руку и к съемкам "Притаившегося тигра".
"Девы-воительницы
от скромности не страдают - они обожают парики и грим и охотно
выставляют напоказ все свои прелести, - пишет о повадках нового
поколения критик Эим Бенфер в журнале "Салон". - Они просыпаются
в постелях с мужчинами, но это ни в коей мере не умаляет их
боевых и прочих достоинств".
Однако пока многие буквально тащатся от "позитивных
ролевых моделей" в исполнении накачанных и "сексуально заряженных"
воительниц, отнюдь не каждый воспринимает это как свое.
"Голливуд всего лишь выбирает те или иные аспекты
феминизма и пускает их в дело, - говорит писательница-феминистка
Сьюзан Фалюди. - Женщинам пытаются внушить: не обязательно
спрашивать общество, что мне можно, а чего нельзя, - просто
надо почаще ходить в гимнастический зал".
|