| 
                  
                   
                    Его 
                    узнаешь сразу. И не удивительно, едва ли кто другой умеет 
                    сделать столь выразительной мимику своего лица и при этом 
                    всем своим видом словно говорить нам: "Да ведь это всё 
                    не всерьёз, всё это в шутку!" Как и многим выдающимся 
                    комикам, Джиму Кэрри пришлось познать не только славу и успех. 
                    В полной мере на его долю выпали и унижения бедности, и сомнения 
                    в себе, и жестокие разочарования. Но пройдя через всё это, 
                    он не утратил главного: любви к жизни и любви к людям. 
                  
 - Как-то раз вы сказали, что вас раздражает фанатская 
                    любовь? Это правда? 
                   - Я преувеличивал. Я считаю себя счастливчиком, 
                    и мне нравится то, что я делаю. Я люблю, когда дети восхищаются 
                    моими фильмами, - я чувствую, по крайней мере, что не зря 
                    живу на свете. И у меня почти нет безумных фанатов. Мои поклонники, 
                    как правило, - люди, которые любят меня. Вся проблема лишь 
                    в том, что бывают дни, когда я ненавижу себя и не в состоянии 
                    выслушивать ни слова дифирамбов в свой адрес. Когда у меня 
                    возникают проблемы, мне хочется быть мельчайшей песчинкой 
                    во вселенной, а отнюдь не самой большой из них. 
                   - А с чего вдруг вы решили стать комиком? 
                   - Однажды подобный вопрос мне задал Том Круз. 
                    Я ответил ему: "У меня была очень больная мама". 
                    Именно по этой причине - больная мама - люди и становятся 
                    комиками: они из кожи вон лезут, чтобы мама засмеялась, почувствовала 
                    себя лучше, поверила в жизнь. 
                   - И что, получалось? 
                   - Получалось... Сколько я себя помню, я всегда 
                    готов был выступать где угодно, когда угодно и перед кем угодно. 
                    Ребёнком я даже спать ложился в ботинках с металлическими 
                    набойками, - это на тот случай, если ночью понадобилось бы 
                    станцевать, подбодрить моих родителей. По крайней мере, я 
                    верил, что смогу это сделать. Вообще, у нас была трудная жизнь. 
                    В 16 лет мне пришлось бросить школу, одно время мы с родителями 
                    жили в машине, - в трейлере, то есть, - и зарабатывали на 
                    жизнь, работая уборщиками на фабрике. Да, да, после школы 
                    я ещё вкалывал по восемь часов. Каково для подростка? 
                   - Ужасно. 
                   - Ещё бы. 
                   - Вы снялись в фильме "Гринч, похититель 
                    Рождества". У вас были такие украденные праздники? 
                   - Да, бывало. Однажды я приехал домой - дело как 
                    раз было на Рождество, - а мой отец в очередной раз потерял 
                    работу. Мой дед подвыпил и попёр на отца: ты, мол, неудачник, 
                    не можешь содержать семью и всё такое. Отец весь пошёл красными 
                    пятнами, но держался молодцом, ну а я попытался придать происходящему 
                    комедийный оттенок. Что поделать, семейная жизнь развивается 
                    по своим законам и неудивительно, что у всех у нас время от 
                    времени кошки на душе скребут в праздники. И если ты зацикливаешься 
                    на своих проблемах в праздник, тебе уже не до него. 
                   - Вы часто говорите о вере. Откуда она у вас? 
                   - Если честно, её мне привили учителя в школе. 
                    Началось всё с того, что одна учительница в 7-м классе рассказывала, 
                    что всегда молилась Богу, когда ей  
                    чего-либо хотелось, и при этом обещала Ему что-нибудь. "А 
                    что? Круто, - подумал я. - Может, и мне сделать так же...". 
                    Я давно мечтал о велосипеде, но мой отец всё никак не мог 
                    позволить себе купить его... И вот пару недель спустя возвращаюсь 
                    я из школы домой, а меня встречает младший брат и кричит: 
                    "Загляни в гостиную!". Я заглянул - а там велосипед 
                    стоит, да именно такой, какой мне всегда хотелось. Оказалось, 
                    что один из моих друзей шутки ради заполнил на моё имя листок 
                    лотереи, которую проводил один спортивный магазин. 
                   - Все в детстве хотят велосипед, но не у всех 
                    вот так получается... 
                   - Наверное, не получается у тех, кто не умеет 
                    верить достаточно сильно. Вспомните Мохаммеда Али. В 20 лет 
                    он считал себя лучшим боксёром всех времён и народов. Он верил 
                    в это - и добился своего. Однажды я стоял на обочине шоссе 
                    возле Голливуда и думал: "Я - один из лучших актёров 
                    современности, я работаю с лучшими режиссёрами, играю лучшие 
                    роли". Я повторил эту фразу несколько раз и даже ... 
                    выписал сам себе чек на 10 млн. долларов. И что же?  
                    Через полгода мне была выплачена такая сумма за роль в фильме. 
                   - Что ж, ваше эго, в таком случае, может спать 
                    спокойно... 
                   - Эго - это дьявол! Именно оно нашёптывает нам: 
                    "Твой коллега лучше тебя, ты должен его обойти". 
                    Это оно убеждает нас в необходимости работать сверх необходимого, 
                    соглашаться, например, на аморальные поступки под предлогом, 
                    что мы и так не ангелы и т. д. И с эго надо постоянно бороться, 
                    поскольку оно никогда полностью не исчезает! 
                   - Если бы вам пришлось распрощаться с профессией 
                    актёра, вы могли бы стать учителем? 
                   - Мне кажется, это одна из лучших профессий в 
                    мире. Пускай учителям платят не очень хорошо, зато посвятить 
                    свою жизнь тому, чему они посвящают, представляется мне величайшим 
                    подвигом. Кстати, в том же седьмом классе у нас была ещё одна 
                    замечательная учительница. Она строила всё обучение на лирике 
                    "Битлз". "Сегодня, ребята, мы поговорим об 
                    "Элеанор Ригби", говорила она, и начинала разъяснять 
                    нам значение текста, всякие там скрытые смыслы и всё такое. 
                    И ещё она сумела справиться с моим желанием ежедневно устраивать 
                    перед концом занятий нечто вроде представления. Она сказала, 
                    что если я буду вести себя смирно и успею сделать свою работу, 
                    то в конце дня сама предоставит мне 15 минут на моё шоу. 
                   - Что вам помогает выбирать манеру игры? 
                   - Меня часто вдохновляют животные. Был у меня 
                    когда-то один очень проказливый кот. Когда ему приходило в 
                    голову, скажем, забраться по шторам, он как-то по-особенному 
                    прижимал уши и у него становился такой вид, что ты наверняка 
                    знал: сейчас он что-нибудь натворит. И я однажды подумал: 
                    вот так я должен выглядеть перед камерой. Надо, чтобы у зрителей 
                    возникало ощущение, что я вот-вот заберусь по шторам, сделаю 
                    что-то из ряда вон выходящее. 
                   - Вы как-то раз заявили, что ваша креативность 
                    подталкивать вас делать то, чего от вас не ожидают. Вас хотят 
                    видеть забавным - а вы вдруг появляетесь в драматической роли. 
                    У вас не возникает здесь проблем? 
                   - Я твёрдо уверен, что роли сами меня выбирают, 
                    не я их. Например, звонок насчёт роли в "Шоу Трумэна" 
                    прозвенел в тот момент, когда я размышлял: "Я могу пойти 
                    дальше в неизведанное, перестать обманывать тех, кто меня 
                    любит". С точки зрения рынка тут вообще всё просто - 
                    тебе могут заплатить меньше, если ты занимаешься тем, в чём 
                    себя не зарекомендовал должным образом. Но это не означает, 
                    что зрители не поверят моей игре. Вопрос ставится по-другому: 
                    пойдёт ли публика смотреть, что я делаю или нет? На "Шоу 
                    Трумэна" - пошла, на "Мажестик" - не особенно. 
                    Посмотрим, как всё сложится с новым фильмом, "Номер 23". 
                    Главное здесь, всё же, качество предъявляемого материала. 
                   - Вы не избалованы вниманием Академии, хотя ваша 
                    игра в "Шоу Трумена" или "Человек на Луне" 
                    вполне достойна "Оскара". В чём дело? Может иногда 
                    свет бывает настолько ярок, что на него можно смотреть только 
                    через затемнённое стекло? 
                   - Я не имею ни малейшего понятия, кому достаются 
                    премии, кто устраивает шумиху в прессе и т. д. Я люблю заниматься 
                    своей работой, вот и всё. Пантеоны, наверное, существуют не 
                    для таких, как я. И потом, я чувствую себя счастливчиком и 
                    без "Оскара". Мне и так ужасно повезло. Я работаю 
                    с прекрасными людьми, имею возможность воплощать на экране 
                    самых разных героев - разве это не подарок свыше? Для меня 
                    не важны ни слава, ни деньги, ни премии, - я уже прошёл через 
                    всё это. Всякий раз, когда дело касается денег или славы, 
                    я спрашиваю себя: "Ты только ради этого занимаешься своим 
                    делом?". Ведь денег у меня уже достаточно, чтобы жить 
                    вечно. Так зачем мне ещё? 
                   - А что вы думаете о СМИ? 
                   - Благодаря им я узнал массу нового о себе... 
                    Например, однажды во время съёмок "Брюса Всемогущего" 
                    возле съёмочной площадки упало дерево - день был очень ветреный. 
                    Никто не пострадал. Падение даже никому и не угрожало. Но 
                    я, помнится, в тот момент обернулся и крикнул: "Эй, берегитесь!" 
                    А вскоре появились истории, как я, якобы, спасал Дженнифер 
                    Энистон, мою партнёршу по фильму, от падающих кранов, столбов, 
                    деревьев и т. п. И ещё я хочу добавить, что мне совершенно 
                    не понятно стремление некоторых журналистов совать нос в то, 
                    что их лично никак не касается. Я привык относиться к людям 
                    хорошо, и считаю, что не заслужил такого отношения ко мне. 
                    В существовании жёлтой прессы мы сами виноваты. Это мы заряжаем 
                    плёнку в их фотоаппараты и платим за бензин в их машинах. 
                    Если мы хотим прекратить весь этот бедлам, мы должны перестать 
                    покупать их сплетни. Я не хочу сказать, что все журналисты 
                    плохи, - мы нуждаемся друг в друге. 
                   - Вас называют уникальнейшим актёром современного 
                    кино, своего рода Бастером Китоном нынешнего поколения, наследником 
                    знаменитых голливудских комиков. Признайтесь, лавры Боба Хоупа 
                    вам не дают спать? 
                   - Сама идея оказаться в одной когорте со столь 
                    выдающимися фигурами мне кружит голову. Но я всегда старался 
                    быть честным с самим собой. Моя карьера шла причудливым путём, 
                    напоминая нечто вроде низко летящего самолёта, который не 
                    засекают радары. Мою фамилию не найти в справочниках комедийных 
                    актёров. И слава Богу. Если бы она там появилась, это означало 
                    бы, что меня, так сказать, пришпилили булавкой, как коллекционеры 
                    - редкого жука. И тогда мне было бы не отвертеться от комедии. 
                    Мне пришлось бы только и делать, что повторять самого себя. 
                    По мне лучше уж оставаться в тени. 
                   - В тени? А что дальше? 
                   - Знаете, когда на тебя направлена камера, она 
                    видит и твою боль, и твои разочарования. Но она также умеет 
                    заметить и то, что ты смог преодолеть всё это. Знаете, о чём 
                    я мечтаю? Стать таким стариканом, глядя в глаза которому ты 
                    видишь форель, которую 100 миллиардов раз ловили и всякий 
                    раз отпускали, поскольку она слишком, слишком большая, и рыбакам 
                    становилось как-то неловко за то, что они поймали рыбину, 
                    которая так любит плескаться в речке, выпрыгивать из воды 
                    и вообще любит жизнь! 
                    |