Его
узнаешь сразу. И не удивительно, едва ли кто другой умеет
сделать столь выразительной мимику своего лица и при этом
всем своим видом словно говорить нам: "Да ведь это всё
не всерьёз, всё это в шутку!" Как и многим выдающимся
комикам, Джиму Кэрри пришлось познать не только славу и успех.
В полной мере на его долю выпали и унижения бедности, и сомнения
в себе, и жестокие разочарования. Но пройдя через всё это,
он не утратил главного: любви к жизни и любви к людям.
- Как-то раз вы сказали, что вас раздражает фанатская
любовь? Это правда?
- Я преувеличивал. Я считаю себя счастливчиком,
и мне нравится то, что я делаю. Я люблю, когда дети восхищаются
моими фильмами, - я чувствую, по крайней мере, что не зря
живу на свете. И у меня почти нет безумных фанатов. Мои поклонники,
как правило, - люди, которые любят меня. Вся проблема лишь
в том, что бывают дни, когда я ненавижу себя и не в состоянии
выслушивать ни слова дифирамбов в свой адрес. Когда у меня
возникают проблемы, мне хочется быть мельчайшей песчинкой
во вселенной, а отнюдь не самой большой из них.
- А с чего вдруг вы решили стать комиком?
- Однажды подобный вопрос мне задал Том Круз.
Я ответил ему: "У меня была очень больная мама".
Именно по этой причине - больная мама - люди и становятся
комиками: они из кожи вон лезут, чтобы мама засмеялась, почувствовала
себя лучше, поверила в жизнь.
- И что, получалось?
- Получалось... Сколько я себя помню, я всегда
готов был выступать где угодно, когда угодно и перед кем угодно.
Ребёнком я даже спать ложился в ботинках с металлическими
набойками, - это на тот случай, если ночью понадобилось бы
станцевать, подбодрить моих родителей. По крайней мере, я
верил, что смогу это сделать. Вообще, у нас была трудная жизнь.
В 16 лет мне пришлось бросить школу, одно время мы с родителями
жили в машине, - в трейлере, то есть, - и зарабатывали на
жизнь, работая уборщиками на фабрике. Да, да, после школы
я ещё вкалывал по восемь часов. Каково для подростка?
- Ужасно.
- Ещё бы.
- Вы снялись в фильме "Гринч, похититель
Рождества". У вас были такие украденные праздники?
- Да, бывало. Однажды я приехал домой - дело как
раз было на Рождество, - а мой отец в очередной раз потерял
работу. Мой дед подвыпил и попёр на отца: ты, мол, неудачник,
не можешь содержать семью и всё такое. Отец весь пошёл красными
пятнами, но держался молодцом, ну а я попытался придать происходящему
комедийный оттенок. Что поделать, семейная жизнь развивается
по своим законам и неудивительно, что у всех у нас время от
времени кошки на душе скребут в праздники. И если ты зацикливаешься
на своих проблемах в праздник, тебе уже не до него.
- Вы часто говорите о вере. Откуда она у вас?
- Если честно, её мне привили учителя в школе.
Началось всё с того, что одна учительница в 7-м классе рассказывала,
что всегда молилась Богу, когда ей
чего-либо хотелось, и при этом обещала Ему что-нибудь. "А
что? Круто, - подумал я. - Может, и мне сделать так же...".
Я давно мечтал о велосипеде, но мой отец всё никак не мог
позволить себе купить его... И вот пару недель спустя возвращаюсь
я из школы домой, а меня встречает младший брат и кричит:
"Загляни в гостиную!". Я заглянул - а там велосипед
стоит, да именно такой, какой мне всегда хотелось. Оказалось,
что один из моих друзей шутки ради заполнил на моё имя листок
лотереи, которую проводил один спортивный магазин.
- Все в детстве хотят велосипед, но не у всех
вот так получается...
- Наверное, не получается у тех, кто не умеет
верить достаточно сильно. Вспомните Мохаммеда Али. В 20 лет
он считал себя лучшим боксёром всех времён и народов. Он верил
в это - и добился своего. Однажды я стоял на обочине шоссе
возле Голливуда и думал: "Я - один из лучших актёров
современности, я работаю с лучшими режиссёрами, играю лучшие
роли". Я повторил эту фразу несколько раз и даже ...
выписал сам себе чек на 10 млн. долларов. И что же?
Через полгода мне была выплачена такая сумма за роль в фильме.
- Что ж, ваше эго, в таком случае, может спать
спокойно...
- Эго - это дьявол! Именно оно нашёптывает нам:
"Твой коллега лучше тебя, ты должен его обойти".
Это оно убеждает нас в необходимости работать сверх необходимого,
соглашаться, например, на аморальные поступки под предлогом,
что мы и так не ангелы и т. д. И с эго надо постоянно бороться,
поскольку оно никогда полностью не исчезает!
- Если бы вам пришлось распрощаться с профессией
актёра, вы могли бы стать учителем?
- Мне кажется, это одна из лучших профессий в
мире. Пускай учителям платят не очень хорошо, зато посвятить
свою жизнь тому, чему они посвящают, представляется мне величайшим
подвигом. Кстати, в том же седьмом классе у нас была ещё одна
замечательная учительница. Она строила всё обучение на лирике
"Битлз". "Сегодня, ребята, мы поговорим об
"Элеанор Ригби", говорила она, и начинала разъяснять
нам значение текста, всякие там скрытые смыслы и всё такое.
И ещё она сумела справиться с моим желанием ежедневно устраивать
перед концом занятий нечто вроде представления. Она сказала,
что если я буду вести себя смирно и успею сделать свою работу,
то в конце дня сама предоставит мне 15 минут на моё шоу.
- Что вам помогает выбирать манеру игры?
- Меня часто вдохновляют животные. Был у меня
когда-то один очень проказливый кот. Когда ему приходило в
голову, скажем, забраться по шторам, он как-то по-особенному
прижимал уши и у него становился такой вид, что ты наверняка
знал: сейчас он что-нибудь натворит. И я однажды подумал:
вот так я должен выглядеть перед камерой. Надо, чтобы у зрителей
возникало ощущение, что я вот-вот заберусь по шторам, сделаю
что-то из ряда вон выходящее.
- Вы как-то раз заявили, что ваша креативность
подталкивать вас делать то, чего от вас не ожидают. Вас хотят
видеть забавным - а вы вдруг появляетесь в драматической роли.
У вас не возникает здесь проблем?
- Я твёрдо уверен, что роли сами меня выбирают,
не я их. Например, звонок насчёт роли в "Шоу Трумэна"
прозвенел в тот момент, когда я размышлял: "Я могу пойти
дальше в неизведанное, перестать обманывать тех, кто меня
любит". С точки зрения рынка тут вообще всё просто -
тебе могут заплатить меньше, если ты занимаешься тем, в чём
себя не зарекомендовал должным образом. Но это не означает,
что зрители не поверят моей игре. Вопрос ставится по-другому:
пойдёт ли публика смотреть, что я делаю или нет? На "Шоу
Трумэна" - пошла, на "Мажестик" - не особенно.
Посмотрим, как всё сложится с новым фильмом, "Номер 23".
Главное здесь, всё же, качество предъявляемого материала.
- Вы не избалованы вниманием Академии, хотя ваша
игра в "Шоу Трумена" или "Человек на Луне"
вполне достойна "Оскара". В чём дело? Может иногда
свет бывает настолько ярок, что на него можно смотреть только
через затемнённое стекло?
- Я не имею ни малейшего понятия, кому достаются
премии, кто устраивает шумиху в прессе и т. д. Я люблю заниматься
своей работой, вот и всё. Пантеоны, наверное, существуют не
для таких, как я. И потом, я чувствую себя счастливчиком и
без "Оскара". Мне и так ужасно повезло. Я работаю
с прекрасными людьми, имею возможность воплощать на экране
самых разных героев - разве это не подарок свыше? Для меня
не важны ни слава, ни деньги, ни премии, - я уже прошёл через
всё это. Всякий раз, когда дело касается денег или славы,
я спрашиваю себя: "Ты только ради этого занимаешься своим
делом?". Ведь денег у меня уже достаточно, чтобы жить
вечно. Так зачем мне ещё?
- А что вы думаете о СМИ?
- Благодаря им я узнал массу нового о себе...
Например, однажды во время съёмок "Брюса Всемогущего"
возле съёмочной площадки упало дерево - день был очень ветреный.
Никто не пострадал. Падение даже никому и не угрожало. Но
я, помнится, в тот момент обернулся и крикнул: "Эй, берегитесь!"
А вскоре появились истории, как я, якобы, спасал Дженнифер
Энистон, мою партнёршу по фильму, от падающих кранов, столбов,
деревьев и т. п. И ещё я хочу добавить, что мне совершенно
не понятно стремление некоторых журналистов совать нос в то,
что их лично никак не касается. Я привык относиться к людям
хорошо, и считаю, что не заслужил такого отношения ко мне.
В существовании жёлтой прессы мы сами виноваты. Это мы заряжаем
плёнку в их фотоаппараты и платим за бензин в их машинах.
Если мы хотим прекратить весь этот бедлам, мы должны перестать
покупать их сплетни. Я не хочу сказать, что все журналисты
плохи, - мы нуждаемся друг в друге.
- Вас называют уникальнейшим актёром современного
кино, своего рода Бастером Китоном нынешнего поколения, наследником
знаменитых голливудских комиков. Признайтесь, лавры Боба Хоупа
вам не дают спать?
- Сама идея оказаться в одной когорте со столь
выдающимися фигурами мне кружит голову. Но я всегда старался
быть честным с самим собой. Моя карьера шла причудливым путём,
напоминая нечто вроде низко летящего самолёта, который не
засекают радары. Мою фамилию не найти в справочниках комедийных
актёров. И слава Богу. Если бы она там появилась, это означало
бы, что меня, так сказать, пришпилили булавкой, как коллекционеры
- редкого жука. И тогда мне было бы не отвертеться от комедии.
Мне пришлось бы только и делать, что повторять самого себя.
По мне лучше уж оставаться в тени.
- В тени? А что дальше?
- Знаете, когда на тебя направлена камера, она
видит и твою боль, и твои разочарования. Но она также умеет
заметить и то, что ты смог преодолеть всё это. Знаете, о чём
я мечтаю? Стать таким стариканом, глядя в глаза которому ты
видишь форель, которую 100 миллиардов раз ловили и всякий
раз отпускали, поскольку она слишком, слишком большая, и рыбакам
становилось как-то неловко за то, что они поймали рыбину,
которая так любит плескаться в речке, выпрыгивать из воды
и вообще любит жизнь!
|