Титры
Режиссер, успешно сочетающий в своих фильмах достижения
классиков и собственные кинематографические новшества, заставил
подражать себе множество молодых и даже довольно заслуженных
деятелей кино. Кроме того, Джон Ву - это человек, сделавший
себя сам.
Эпизод 1
Ву Ю-Сен, который теперь - Джон Ву, появился в
жестоком китайском мире в 1946 году. Случилось это в провинции
Гуанчжоу. Когда мальчику исполнилось четыре, семья перекочевала
в Гонконг, однако жить стало им от этого не легче. Бедствовавшие
и голодавшие, они селились где попало. Ежедневно маленький
Ву общался с бандитами, наркодилерами и проститутками, спасался
от их побоев. Из-за нехватки денег Джон не ходил в школу,
и, только когда ему исполнилось 9 лет, он получил помощь от
американского благотворительного фонда и, соответственно,
возможность начать эту бодягу.
Уже в школьном театре Ву играл в сценках и даже
поставил пару пьес! "Я мечтал стать режиссером, но не мог
себе этого позволить!" - вспоминает Ву. Учиться полюбившейся
профессии Джону было негде - в Гонконге не было учебных заведений,
где бы "делали" режиссеров. Да и какое кино, когда даже рис
- и тот дефицит. Поэтому паренек подверг себя самообучению.
Он обошел все доступные библиотеки и магазины в поисках книг
о режиссуре. По причине отсутствия финансов, некоторые учебники
он просто-напросто стащил.
После школы Ву поступил в колледж Маттео Риччи
в том же Гонконге. В 19 лет он попытался снять первый экспериментальный
фильм. Опыта прибавил Китайский Студенческий театр, где Ву
играл не последнюю роль.
В 1969 году он устроился ассистентом режиссера
на студию "Шоу Бразес" и в кинокомпанию "Китай", что позволило
ему наблюдать за процессом съемок и чуть позже помогать известному
китайскому режиссеру, его тогдашнему кумиру Чангу Че. А вскоре
Ву уже самостоятельно дирижировал процессом съемок трех боевиков
кун-фу кинокомпании Golden Harvest.
С этого момента уверенность в себе не покидала
его ни на кадр.
Эпизод 2. Гонконг
Период его творческих деяний в Гонконге начался
с фильма "Молодые драконы" (1975), и, несмотря на то, что
картина была запрещена "за демонстрацию жестокости", компания
Golden Harvest пригласила юное дарование к себе в штат.
На родине Ву стал одним из самых плодовитых режиссеров.
Кроме того, его фильмы отличались оригинальностью, чем не
могло похвастаться большинство его коллег. Китайское кино
снималось по одному образцу - были актеры и каратисты, которые
в нужные моменты заменяли друг друга. И так из ленты в ленту
- никакой фантазии. Поэтому людям, уже уставшим от бесконечных
героев-одиночек и молниеносного махания нунчаками с последующим
ударом оными аккурат по носу противника, Ву быстро пришелся
по вкусу.
Он, как режиссер, продюсер и сценарист, являлся
в титрах фильмов "Красавицы таэквондо" (1975), "Мистер Бу"
(1977), "Контакт" (1978) и "Обратный отсчет в кун-фу" (или
"Рука смерти"), где какой-то неизвестный актеришка Джеки Чан
играет первую в своей карьере главную роль - злодея. Жесткость
картины определяет еще тот факт, что во время съемок Джеки
так звезданули, что у него прервалось дыхание. Актера еле
откачали.
Может быть, именно этот неприятный случай повлиял
на то, что Джон сменил свою киноориентацию, ибо в 1976 году
он снял... весьма успешный мюзикл "Принцесса Ченг-Пинг". И
далее увлекся комедийным жанром. Признание принесли "Сумасшедшие
деньги" (1977), "Иди за звездой" (1977), "Последнее "ура!"
пехоте" (1978), "Путь к нищете" (1979), "Время смеяться" (1981).
В 1983 году Ву так разжился, что покинул Golden
Harvest и создал свою компанию Cinema City. Спустя три года
Джон выпустил не очень удачные комедии "Беги, Тигр, беги"
(1985) и "Время, когда тебе нужен друг" (1984). Успех ему
вернул, снявший несколько некоммерческих картин, молодой режиссер
Тсуи Харк, которому Ву незадолго до этого сам пробил дорогу.
Тсуи предложил снять "Право на жизнь", ленту, которая открыла
серию жестоких гангстерских боевиков. На роль бандита Марка
Джон пригласил блистательного китайского актера, телезвезду
Чоу Юн-Фата. "Чоу - высокий, элегантный, романтичный... -
говорит Ву. - Это воплощение настоящего китайского героя!"
Революцией в карьере Джона Ву считается лента
1989 года "Наемный убийца" (The Killer). Главную роль благородного
убийцы Джеффри играет все тот же Чоу Юн-Фат. В первой редакции
сценарий был любовной историей. Но стоит ли об этом говорить,
если текст попал в руки Ву?.. Стоит отметить, что критики
тогда поругали фильм за прямолинейность персонажей и туповатый,
смертельный романтизм. Однако прием "кровь + слезы" снова
сработал. Спустя 11 лет "Убийцу" называют лучшей работой гонконгского
режиссера. А в 1991 году критики Чикагского кинофестиваля
решили, что фильм несет в себе много американского и возрождает
несколько загнивший жанр боевика. Кинокомпания "TriStar" купила
"Убийцу" и сделала голливудскую версию. Янки любят, когда
в кино много стреляют и попадают в голову. И чем дальше брызги
крови - тем больше фонтан зрительских симпатий. Вот поэтому-то
Ву был приглашен в США.
Раздумывая над приглашением, Джон выпустил еще
пару картин. В том же 1991 году на экранах ТV наблюдался комедийный
боевичок "Жил-был вор" (Once a Thief). Юн-Фата там нет, и
фильм рекомендуется для просмотра только истинным фанатам
Ву, которых разочаровать в любимом режиссере не может уже
ничто. В 1992 году появилась еще одна работа Ву - картина
"Крутосваренные" (HardBoiled) - сплошная мочильня, кровавая
баня, вакханалия смерти, открывающаяся джазовой музыкой! Кто-то
даже (спасибо за старания) подсчитал - 282 человека грохнули.
Тем временем решение перебраться в США созрело.
Хотя режиссера тормозили семейные проблемы - жена постоянно
жаловалась на работоголичность Джона, но он пообещал ей проводить
больше времени в семье.
Таким образом, проведя в Гонконге более 20 лет
и сняв около 26 фильмов, Ву покинул родину! Пришло время научить
янки снимать кино!
Эпизод 3. Голливуд
С
триумфом взяв китайскую провинцию, Ву ворвался в Голливуд,
где его уже знали и даже любили за "Наемного убийцу". Но,
несмотря на хлеб, соль и пожелание нескольких крупных звезд
вроде Шэрон Стоун, Сталлоне и Траволты с ним работать, первый
нарезанный Джоном болт на "фабрике грез" оказался гайкой,
иначе говоря - "Трудной мишенью"...
Будучи упорным малым Ву не спешил покидать берега
США. В 1995 году он выпустил "Сломанную стрелу" (Broken Arrow).
Фэны уже обрадовались - Траволта, Слейтер. Но картина получилась
настолько скучной, что критику не надо быть волком, чтобы
выть при просмотре!.. С одной стороны, Ву очень хотел причесать
фильм под гребенку американского кинематографа. С другой стороны,
вновь попытался заставить зрителя чувствовать отношения героев.
"Я поднял тему трагической дружбы! - говорит режиссер. - Боевые
действия - это не все, что меня интересует, я пытаюсь показать
мир души человеческой!" Но опять же, герои чересчур узнаваемы,
новых идей слишком мало, а спецэффекты вместо ожидаемых слез
вызывают разрыв слуховых перепонок, красноту глаз и дурной
сон...
Одним из лучших в своем роде стал фильм 1997 года
"Без лица" (Face/Off). Его сравнивают со "Сломанной стрелой",
ибо здесь снова два врага, пытающихся укокошить друг друга.
Но все же "Без лица" на порядок лучше. Сюжет здесь захватывает
сильнее - коп Шон Арчер и бандит Кастор Трой вследствие операции
меняются лицами, что позволяет режиссеру превратить фильм
в волнующее драматическое зрелище. Плюс отличные актеры -
Траволта и Кейдж, которым приходится демонстрировать свое
мастерство в двух разных ипостасях. Сценаристы назвали тогда
еще будущий фильм "психологическим триллером, замаскированным
под боевик", а Ву философствовал: "В душе каждого из нас постоянно
борются два начала - добро и зло. Это символично для всего
человечества!" Эффекты грандиозны! Джон Ву очень тщательно
подбирал оружие - пистолеты, автоматы, гранаты - жаль, обошлось
без танков. И снова проявил садистские наклонности, заставив
с детства боявшегося высоты Николаса Кейджа бежать по крыше
нефтяной платформы. И еще один момент: в картине Джон использовал
песню "Somewhere Over the Rainbow" из "Волшебника страны Оз",
любимого фильма своего детства. Ностальгия, видать, замучила.
Следующей работой Джона стал "Блэк Джек" (BlackJack),
признанный одним из лучших боевиков 1998 года. Там один Дольф
Лундгрен чего стоит - прет как бульдозер, всех лупит и не
извиняется. Но это несколько стандартный боевичок. По крайней
мере, для Джона Ву. Поговорим же о сравнительно новом и необычном.
Спродюсировав картину "Убийцы на замену" (The Replacement
Killers), в котором совершился американский дебют Чоу Юн-Фата,
а также появилась по жизни не снимавшаяся в боевиках Мира
Сорвино, наш китаец получил добро на съемки второй части знаменитой
ленты 1996 года "Миссия: невыполнима" - очередной истории
о секретном агенте Итане Ханте (Том Круз), который пытается
выполнять невыполнимые миссии. Во время съемок Ву говорил
журналистам: "Мы уже купили необходимое количество машин,
которые нужно будет раздолбать, соорудили разные здания и
декорации, подготовили много взрывчатки. Сделаем все, что
позволит компания!" В конце концов фильм, который предполагалось
родить к Рождеству, стал лидером проката этим летом. В картине
опять имеет место быть весь набор Джона Ву - стрельба, драки,
крутая погоня на мотоциклах, лазящий по скалам Круз... А сцену,
где Дагрей Скотт бьет Круза двумя ногами в грудь, снимали
с разных сторон тремя(!!!) камерами. Вот это и есть настоящий
профи.
Кстати, Круз изначально хотел, чтобы его коллегой
по фильму стал... Чоу Юн-Фат. Тот был занят "Анной и королем",
но при условии удачного сценария согласился играть в третьей
части "Миссии". Вопрос в том: кто ее режиссировать будет?
Эпизод 4. "Мечты и нынешняя слава"
Ныне Джон Ву пожинает (и пожирает) плоды "Миссии"
и остальных своих картин, ибо интерес к нему, как к режиссеру,
все возрастает. Уже запланировано несколько проектов. "Королевский
выкуп" (A King’s Ransom), например, должен появиться в следующем
году. Одну из ролей, что определенно, получит Юн-Фат. Также
Джоном Ву уже дано согласие на съемки картины "Говорящие с
ветром" (Windtalkers).
Окромя
сих великих проектов, Джон хочет сделать подарок любителям
"Вестсайдской истории" и "Кабаре" - снять мюзикл. "И Юн-Фата
возьмете?" - интересуются журналисты. "И возьму!" - отвечает
режиссер. Траволту в проекте желает видеть - у того опыт работы
в мюзиклах есть. А еще Джон Ву мечтает снять эпическое кино
о гражданской войне, которая случилась 2 тысячи лет назад
в Китае. "Сниму перед смертью!" - шутит режиссер.
Но что бы он уже ни снимал - в истории кино он
свое имя запечатлел. Его называют "Моцартом насилия", "Мартином
Скорсезе из Азии", несколько режиссеров выразили ему свое
признание за то, что он внес много нового в мир кинематографа.
Тарантино вообще признал, что 90% того, что он делает, - это
от Джона Ву.
|