Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Рассказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

Стенографистка"И чего он так тараторит? Я же не автомат, чтобы успеть все это записать!" Наверное, такие мысли посещали почти каждого, что бывает на лекциях или уроках. Однако есть способ, позволяющий не только успеть записать, но и осмыслить все то, что говорит лектор.

Этот способ называется стенография. И пусть никто не связывает его с "украшением" стен общественных зданий надписями вроде "Маша + Петя = любовь. Стенография - это умение быстро писать условными знаками. 

В переводе с греческого "стенос" означает узкий, "графо" - пишу. Уже во времена античности люди почувствовали, что нужно приблизить скорость письма к быстроте устной речи. С помощью "узкописи" известный греческий историк Ксенофонт записывал речи философа и ученого Сократа. Греческий философ III в. до н. э. Диоген Лаэртский писал, что "Ксенофонт был первым, кто записывал споры так, как они в действительности происходили". Автором первой римской стенографии был Тирон - вольноотпущенник знаменитого оратора древности Цицерона. Латинская стенография в честь ее автора называлась "тироновыми нотами". Римский философ I в. н. э. Люций Эней Сенека, перечисляя достижения своего времени, наряду с архитектурой мраморных храмов отмечает "значки слов, позволяющих руке следовать за языком и записывать быстрейшую речь". 

Однако в античной стенографии каждый знак выражал сразу целое слово, поэтому знаки приходилось заучивать в отдельности, что представляло собой весьма сложную задачу. Словная стенография просуществовала почти две тысячи лет. Даже во времена Шекспира стенография в Англии была все еще словной, но, тем не менее, многие произведения великого драматурга сохранились благодаря тому, что были записаны стенографами во время представлений. Это делалось по заданию конкурентов театра "Глобус", и Шекспир ничего не мог поделать с ворами-скорописцами. И лишь в начале XVII в. в Англии появилась современная стенография - буквенно-слоговая. С конца XVIII в. и в России начинается создание отечественных стенографических систем.

Обыкновенным письмом можно написать в одну минуту в среднем примерно 20 слов. Если немного поучиться стенографии, то с её помощью можно записывать 60-75 слов в минуту, а при должном прилежании скорость можно увеличить до 110-120 слов в минуту - быстрее этого мало кто говорит. Другое неоспоримое достоинство стенографии- компактность записи. Как же это достигается? Стенографические знаки созданы из частей всем знакомых букв нашего алфавита. При этом важно, чтобы знаки не искажались при быстром письме. Число таких знаков очень невелико. 

Стенографические знаки легко и плавно соединяются между собой, они графичны не только сами по себе, но и в сочетании друг с другом. Для наиболее распространенных буквосочетаний, таких как "ст", "пр", "тр", "стр", "ск" и др. существуют специальные сокращения в виде одного знака. Также есть много сокращений, обозначающих наиболее распространенные корни слов или целые слова, как в "тироновых нотах", и даже словосочетания. Конечно, их гораздо меньше, чем в Древнем Риме. Сокращаются и сложные для написания приставки, суффиксы и окончания. В стенографии имеются знаки, обозначающие гласные и согласные, но гласные пишутся только в начале слова, в конце слова или отдельно, между согласными они не пишутся. Поскольку главный принцип стенографии - простота, придуманы специальные правила соединения согласных, и в зависимости от соединения между ними читается (или не читается) та или иная гласная. В отличие от обычного написания, стенографическое написание происходит на трех уровнях: на строке, над строкой и под строкой, переходя на тот или иной уровень в зависимости от соединения между буквами. Это опять-таки сделано для простоты - соединения должны быть короткими, и благодаря этому сами слова пишутся быстрее и занимают меньше места. И не следует пугаться непривычности стенографической записи - при постоянном упражнении это чувство быстро проходит.

Так пишется слово "бумеранг"Еще одно полезное свойство стенографии - возможность делать компактные "шпоры". Человек несведущий никогда не догадается, что эти закорючки являются текстом. Правда, иногда такая некомпетентность приводит к печальным последствиям. В 1896 году швед Саломон Андре с двумя спутниками предпринял путешествие к Северному полюсу на воздушном шаре. Потерпев крушение, воздухоплаватели пытались связаться с Большой землей при помощи голубиной почты. По какой-то причине - возможно, из-за недостатка бумаги - они решили прибегнуть к стенографии. Незнакомый с ней капитан судна в Северном Ледовитом океане поймал почтового голубя и, повертев в руках исписанный стенографическими знаками листок... выкинул его.

Путешественники погибли. Но эта грустная история никоим образом не бросает тень на "узкопись". Пожалуй, единственным недостатком стенографии можно назвать то, что в ней зачастую игнорируются правила орфографии. Например, в приставках, как правило, вместо "о" пишется "а", потому что при этом согласные проще соединяются. Избегаются и другие сложности русского языка. Так что стенография стенографией, а на уроках русского языка лучше о ней временно забыть.

 

Перейти к содержанию номера Перейти в раздел ЧЕЛОVЕК
Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.