Колесо со спицами? Багажник в виде плетёной корзинки, крепящейся сзади? Клаксон, который надо крепко сдавить рукой, чтобы посигналить? Бывает ли такое? Оговоримся сразу: если бы речь шла о велосипеде или скутере удивляться, думается, не стоило бы. Но вот когда всё вышесказанное относится к автомобилю, это уже странно. Столь же странно увидеть и запасную канистру, установленную на широченной подножке, и мотор, полностью открытый – вероятно ради лучшего охлаждения – всем ветрам, и другой мотор, запускающийся от ручки завода.
А увидеть все эти чудеса можно было на фестивале Гранд Олдтаймер Ралли-2010, проводившемся в предпоследний летний день в приморском английском городке Фолкстон и собравшем сотни и сотни ретроавтомобилей со всего света, от Европы до далёкой Новой Зеландии. Все – в идеальном состоянии, хотя бы внешне. Думается, благодаря современным технологиям они выглядят даже круче, чем в те времена, когда серийно выпускались. А какие модели, доведённые когда-то до совершенства и совершенно забытые сейчас! Например, «Рили Кестрел» 1934 года выпуска с автоматической коробкой передач и мотором в 9 лошадиных сил, весь передок которого буквально усеян фарами – включая противотуманную – и подфарниками. Далеко ли на таком уедешь – большой вопрос, а вот если захочется купить – это без проблем, и цена вполне щадящая, каких-то 352 фунта. Можно поставить во дворе перед домом и любоваться.
Или ещё, «Кэтерхем супер 7 спринт». Вполне спортивно выглядит, несмотря на возраст. Продавать авто никто не собирался – похоже, его владелец делал ставку на победу. А вот приехавший из Новой Зеландии (точнее было бы сказать, приплывший), послевоенного выпуска «Зодиак», производства британского отделения компании Форд. И тоже готовится соревноваться. Награды, кстати, присуждали в следующих номинациях: лучшая на фестивале; лучшая в своём классе (а таковых было шесть, по годам выпуска: 1919-30, 1931-39, 1940-59, 1960-72, после 1973, мотоциклы до 1973 г.); проделавшая самый длинный путь; приз зрительских симпатий.
А тут что такое? Ба, старый знакомец, полицейский «Форд» 70-х! «Служил» в американской глубинке, в округе Мэдион, штат Небраска, – а такое ощущение, что прибыл сюда прямо со съёмок голливудской классики про Грязного Гарри. Рядом с ним – английский «Ягуар E-type 3.8», спортивная модель, с двумя выхлопными трубами. В 2008 г. газета «Daily Telegraph» поставила машины серии E-type на первое место в списке ста самых красивых автомобилей всех времён, а американский журнал «Sports Car International» назвал их лучшими спортивными автомобилями 60-х. Вряд ли этот «Ягуар» встречался с «Фордом» в уличном потоке. А теперь вот они мирно стоят рядом.
Но вдруг вдалеке показалось что-то не просто знакомое, а очень знакомое. Характерный передок, мощные клыки, высоко расположенные фары… Уж не «Волга» ли 21-я или, вдруг, «Победа»? Увы, нет, «Кадиллак» 1949 г. выпуска. А вот там, с удлинённым капотом… Не «ЗИМ» ли? Опять «Кадиллак», модель 1953 года. Что ж, искренний респект вам,
«прародители» отечественного автопрома. Кстати, итальянские «Фиаты» 70-х годов тоже поучаствовали в этой выставке. Ну точь-в-точь наша «Лада-копейка»… Любопытно было бы поставить их рядом и конкурс провести, мол, найдите столько-то отличий. Вот только представителей нашей страны на этом мероприятии отыскать не удалось. Может, испугались, что за «пиратство» привлекут? Напрасно. Вряд ли среди собравшихся здесь энтузиастов ретро-движения нашлись бы такие, кто бы захотел это сделать. На других посмотреть, своего железного любимца показать, с таким же, как они фанатами пообщаться – вот что главное для его участников.
А что касается победителей… Так ли уж важно, кто побеждает, когда проигравших не бывает в принципе!
Андрей КОТОВ |