У
каждого есть пара-тройка любимых мультфильмов, известных еще
с детства, многие создали из них целые видеотеки. Но это все
картины прошлых времен. А чего ждать завтра?
Режиссер Артур Толстобров представлял на
"КРОК-2000" фестивале фильм "Воскресенье". Это душещипательная
история, повествующая о кончине одной бедной коровы и о злоключениях
ее души, ущемленной в правах. Фильму дали приз как за лучший
на экологическую тему, второй приз учредили продюсеры - "За
гармонию форм и содержательное сочетание тьмы низших истин
с вызванным обманом и мастерски использованной ненормативной
лексикой". Из этой фразы трудно что-то понять, пока не увидишь
фильм своими глазами, в Internet (www.revival.ru).
- Артур, кто принимал участие в создании твоего
проекта?
- Анимацию делали я и художник Саша Евсеева. Сценарий
писали Лена Фирсова и Люба Двойнова, озвучивали - все бесплатно
- Карл и его группа "URATSAKLDOGI". Если бы они нам не помогли,
фильма просто не было.
- У вас был спонсор?
- Нет. Все делали за свои деньги. Сами себе зарплату
не платили. Деньги были потрачены только на пленку.
- Артур, есть фильм этого года, который тебе нравится?
- Меня поразила работа Наташи Добижи "Севильский
цирюльник". Очень хороший и музыкальный фильм.
- А из молодых режиссеров кто тебя впечатлил?
- Я бы назвал Михаила Алдашина ("Рождество", "Другая
сторона"). Но он уже опытный режиссер, а про начинающих...
Наташа Березовая сделала хорошее, доброе кино "История кота
со всеми вытекающими последствиями" ( приз за лучший детский
фильм на фестивале "КРОК-2000". - Авт.).
За Артура можно порадоваться - после "КРОКа" его
пригласили на другие фестивали. "Воскресенье" Толстобров хочет
пустить по MTV. Правда, Гран-при на "КРОКе" получил представитель
Франции - Фабьен Друэ за фильм "Помпон". Это фестивали. Но
есть еще будни. И студии, на которых работают уже опытные
мастера анимации, такие, как Владлен Барбе.
- Владлен, как образовалась ваша студия "Классика"?
- Начала она свое существование в 1990 году, под
заказ американской компании "Дисней Ченнел". "Классика" была
дешевой рабочей силой, потому и заинтересовала иностранцев.
Когда уровень жизни в Москве подорожал, качество фильмов стало
хуже. В результате, через пять лет мы с американцами расстались.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Делаем анимационный проект для себя. Он будет
состоять из двух больших полнометражных картин.
- Название проекта?
- Это коммерческая тайна, секрет продюсеров. Я
думаю, скоро будет объявлено о нем (через полгода он должен
выйти).
- Владлен, что на данный момент происходит в нашей
мультипликации?
- Если говорить о традиционной анимации, то мультфильмы
кукольные или рисованные сейчас могут позволить себе единицы.
Все проекты, которые делают сегодня, предназначены либо для
телевидения, либо для рекламы.
- Владлен, можно сказать, что мультипликация в
нашей стране умирает?
- Все в наших руках. Пока мы тут сидим, люди на
студии, одержимые какой-то идеей, пытаются что-то сделать.
Фильм Александра Петрова "Старик и море" получил "Оскара"
(правда, не за самую лучшую его работу). Многие аниматоры
разъехались из-за нехватки денег, но если появится интересное
предложение, они вернутся. Когда ни один из мультипликаторов
не будет над чем-то работать, что-то создавать, то тогда можно
сказать, что все умерло.
В Москве работает известная студия анимационных
фильмов - "Пилот". В ее стенах я побеседовала с одним из главных
режиссеров и аниматоров страны Александром Татарским,
создателем многих фильмов, среди которых "Ноги, крылья, хвосты"
и "Следствие ведут Колобки".
- Александр, что у Вас происходит?
- Сейчас, как и десять лет назад, я делаю фильм,
который называется "Прибытие поезда" - большой, полнометражный
проект. Это авторский фильм, не детский. Были годы, когда
фильм не делался вообще и лежал несколько лет. Потом работу
опять начинали, через какое-то время бросали из-за нехватки
денег. Сейчас такой период, когда мы пытаемся продвинуть картинку
вперед. Далее - я участвую в проекте, который называется "Майк,
Лу и Ог". Это большой детский проект, переваливший за пятьдесят
серий. Его делает одна из наших компаний для Cartoon Network
- это крупнейший американский "показчик". Есть у нас еще одна
компания - "Пилот ТВ". Она делает передачу для НТВ "Тушите
свет". Там существуют проблемы, которыми я в какой-то степени
занимаюсь. Но не я создаю передачу, там есть свои режиссер
и продюсер.
- А что за проблемы?
- С телевидением всегда проблемы... Передача делается
по уникальной технологии, достойной Книги рекордов Гиннесса.
Мне не известно, чтобы в мире подобное производили с такой
скоростью. Это мультипликация реального времени: Лев Новоженов
и две виртуальные зверушки беседуют о политических новостях,
которые произошли днем раньше. В других странах если используют
эту технологию, то раз в неделю, а если передача выходит каждый
день, то показывают только одного персонажа, по пояс.
- Александр, западная мультипликация нас превосходит?
- Она всегда нас превосходила. В количественном
смысле.
- А в качественном?
- Чтобы было качество, нужно количество. Когда
в стране делают сто фильмов в год, можно предположить, что
пять из них будут хорошими. У нас же почти ничего не снимается.
- Многие зрители не воспринимают западные картины...
- Я не хочу сказать, что западные мультики хорошие
или плохие, они другие. Нам же хочется чего-то своего, чтобы
действие происходило здесь. Если бы их анимация была такой,
какая нужна нам, я бы сказал: "Ну и ладно, что у нас не делают
мультфильмы". Фильмы с MTV - про американскую жизнь, которой
мы не живем. "Бивис и Батхед" - забавное кино, но в Америке
его смотрят со значительно большим интересом. На Западе с
успехом идет фильм "Южный парк". Если его перевести дословно
на русский язык, нашему зрителю мало что будет понятно.
- Александр, у массового зрителя нет возможности
увидеть какие-то новые мультфильмы?
-
Если появляется новый фильм, то его показывают. Но это капля
в море, по сравнению с тем, сколько в нашей стране закупают
и показывают западных мультфильмов. Все реже можно увидеть
наши старые ленты, и непонятно, куда они делись. Мои работы,
такие, как "Падал прошлогодний снег" или "Пластилиновая ворона",
кто-то купил без моего ведома. Их не показывают уже несколько
лет.
Три человека - три судьбы в мире, которому они
себя посвятили, и три мнения о нем. Получились вера, надежда
... Нет, не любовь, скорее, печаль. Но не стоит делать поспешных
выводов. Поживем - увидим. А пока, стоит, я думаю, присматриваться
к новым мультфильмам, которые иногда показывают по телевидению,
помещают их в Internet.
|