Трудно
представить, что когда-то наши родители не имели никакого
понятия, что такое ролики и клипы. А сейчас они уже стали
частью нашей современной жизни. Реклама, музыка, фильмы, похожие
на большие видеоклипы. Они мелькают у нас перед глазами, и
мало кто задумывается о том, что остается за кадром. Не так
давно мне удалось побывать на "Мосфильме", где снимался клип
на новую песню Дмитрия МАЛИКОВА "Двадцатый век".
Подготовка
Захожу в павильон, там заканчиваются последние
приготовления. Уже смонтирована главная декорация - серебряная
трибуна, за которой артист будет петь, делая как бы небольшой
экскурс в историю. На специальных длинных рельсах устанавливают
кинокамеру. Главные лица на съемочной площадке - режиссер
Филипп Янковский и оператор Влад Опельянц дают своим помощникам
последние указания. Когда вся подготовка завершена, на месте
съемок появляется сам герой клипа, одетый в черные кожаные
брюки и плащ, зеленый свитер и ботинки из крокодиловой кожи.
"Сейчас мы будем снимать клип на новую песню "Двадцатый век",
которая, на мой взгляд, актуальна именно сегодня, потому что
мы действительно вступаем в новую эпоху, - говорит Дима о
своей предстоящей работе. - В этом ролике будет использовано
много хроники. Мне бы хотелось запечатлеть в нем все хорошее,
что было в уходящем веке".
Проба
Маликов сразу же занимает свое "рабочее" место.
Визажист накладывает последний грим: припудривает руки и шею.
Тут же Влад Опельянц просит посмотреть певца в камеру и дает
команду запускать фонограмму. Одна минута - и проба готова.
Филипп быстро просматривает материал на мониторе, вносит коррективы,
после чего начинаются съемки крупного плана.
Крупный план
Первым делом режиссер подошел к музыканту со сценарием
и объяснил его роль. Опельянц быстро перенастраивает кинокамеру,
- для съемок крупным планом нужна специальная оптика. Вообще-то,
клипы снимают небольшими отрезками, не более минуты. "Влад,
покажи еще покрупнее, - просит Филипп оператора. - Приготовились.
Фонограмма. Стоп". После съемок первого дубля кинокамеру снова
перенастраивают. Дима, воспользовавшись образовавшейся паузой,
перекусывает гамбургером. В это время к нему подошла пара
ребят, попросили сфотографироваться. "А вы кто? Массовка?
- важно спросил артист, однако позволил ребятам сделать снимок.
- Ладно, только один раз, а то мне некогда". Но вот работа
возобновилась. Во время съемок одного из следующих дублей
Маликов закашлялся и словами "Все, не могу больше это петь"
поставил точку в главной, но отнюдь не самой долгой части
съемочного процесса.
Съемка массовки
Гораздо дольше по времени длились съемки с участием
массовки. На роль этой самой "массы" были приглашены танцоры
из собственного балета артиста, фотомодели и около полусотни
обычных парней и девчонок. Что привело сюда последнюю, столь
многочисленную группу людей - для меня так и осталось загадкой.
Они вряд ли смогут ткнуть пальцем в угол экрана со словами
"А, вон там я, крайняя в правом ряду", поскольку плотно были
закрыты колоритными красавицами из модельного агентства и
еще куда более колоритными танцорами. Много денег этим занятием
тоже не заработаешь. Остается один вариант - хобби. Но, в
любом случае, они тоже были актерами на этой площадке. "Вы
все после моей команды должны идти за Маликовым, высоко размахивая
руками, - объяснял задачу режиссер клипа Филипп Янковский.
- Внутреннее состояние - счастье, все счастливые". Режиссер
дал отмашку о своей готовности, и каждая группа массовки с
полной ответственностью стала выполнять поставленную задачу:
танцоры с нарочитым безразличием и видимым пафосом шагали
за своим руководителем, за ними, как-то чересчур скованно,
шли фотомодели, словно они вовсе и не модели. То, что вытворяли
остальные, больше всего подходило слову "массовка". Казалось,
что им абсолютно по фигу все происходящее: одни шли, другие
- прыгали, третьи строили "рожки" впереди идущим, четвертые
корчили невообразимые гримасы, - в общем, отрывались, как
умели. Примерно после десятого дубля режиссер поблагодарил
всех за работу и объявил получасовой перерыв.
Перерыв
Перерыв оказался очень кстати, поскольку съемки
затянулись, и мой организм отказывался уже что-либо воспринимать.
Что ж отличный повод узнать, чем потчуют артистов на знаменитой
киностудии. В соседнем здании мне объяснили, как отыскать
столовую: "Сначала пойдешь направо, потом прямо, а затем все
время налево". Иду по лабиринтам коридоров "Мосфильма", на
стенах висят большие фотографии с кадрами из известных кинофильмов,
прохожу мимо дверей с надписями "Архив", "Субтитры". Тут из-за
угла вылетает какой-то парень на ... самокате и чуть не сбивает
меня! Ну вот, наконец-то нашел запрятанную столовку. Из не
очень разнообразного меню повар почему-то всем предлагал картошку.
Холодную. Добавила жару какая-то бабуля - с криком: "Что же,
нам тут до шести работать, што-ля" - она стала выгонять всех
из помещения. Было только 16:55. Теперь понятно, почему Маликов
принес гамбургер с собой...
Снова съемки
Возвращаюсь
в павильон. Рельсы уже убрали, а кинокамеру закрепили на специальном
кране. Когда все были готовы продолжить работу, оказалось,
что камеру настроили неправильно. Перерыв затянулся еще на
полчаса, после чего все с большой неохотой потянулись к "исходной
позиции". Предстоял еще целый час съемок.
Когда же все закончилось, я попросил музыканта
поделиться впечатлениями о проделанной работе. "Впечатлений
о работе у меня пока нет. До тех пор, пока не посмотрю хотя
бы несмонтированный материал. После будет ясно, - пояснил
Дмитрий. - Просто у меня было очень много примеров, когда
вначале казалось, что на съемках все потрясающе, а материал
оказывался средним, и наоборот - вроде все средне, а материал
получается классный. Короче, не будем забегать вперед, пока
все не так плохо". На этом съемки в павильоне завершились,
теперь вся работа переместится в студию.
Монтаж
В студии необходимо окончательно смонтировать отснятый материал. Из всех дублей выберут лучшие, а из них уже на специальном монтажном оборудовании "склеят" готовый видеоклип, который заполнит эфирное пространство всех музыкальных каналов страны.
|