Культовая
французская история про Астерикса и Обеликса, третью часть
которой, "Астерикс на Олимпийских играх", нам обещают
показать в будущем году, втягивает в свою орбиту всё новых
героев. О Депардье - Обеликсе - уже шёл разговор на страницах
журнала (см. "БУМ" №5), а сегодня мы встечаемся
с Аленом Делоном, исполнителем роли Цезаря и актёром Бенуа
Поэльворде, играющим Брута.
- Ален, а ведь у вас нет профессионального драматического
образования...
А: Человек, получивший актёрский диплом,
как правило, выбирает профессиональную карьеру только потому,
что больше ничего не умеет. Но, на мой взгляд, актёр - непредсказуем.
Он прежде всего должен служить кино, так как это делал я,
придя в кинематограф после армии. Актёр должен проживать и
переживать свою роль. А играть, скажем так, "по учебнику"
- этого мало.
- Вы снялись в комедии. Это для вас в новинку?
А.: Мне сразу понравился сценарий. К тому
же, по мнению Брута, костюм Цезаря мне очень идёт (оба смеются).
Я уже совсем было решил, что никогда больше не стану сниматься,
но только дураки не меняют своих взглядов. Я - перфекционист
и мне далеко не всё нравилось в своих прошлых работах. Впрочем,
сейчас свободы для творчества у актёра намного меньше, чем
раньше - теперь ему просто не дают внести собственную идею
в сценарий. Актёру больше не доверяют.
Б.: Совершенно верно. Даже мельчайшие детали
- такие сцены как курение сигарет - актёр должен отрабатывать
вместе с режиссёром. Хватит нас учить по американским шаблонам!
Невозможно работать с полной отдачей, когда всё расписано
до мелочей. Если я играю Брута, сына Цезаря по сценарию, мне
не нужно сто раз репетировать, чтобы запомнить, что когда
Ален ко мне обращается, я должен стоять, потупив взор. Другое
дело, когда речь идёт о вещах более существенных. Например,
на съёмках "Астерикса" я освоил верховую езду.
- Ален, говорят, что режиссёры боятся с вами сотрудничать,
считая вас слишком авторитарным...
А.: Боятся? Да ведь я не кусаюсь! И если
я держу всё под контролем, то только для того, чтобы достичь
наилучшего результата. Я уже полвека отдал кино, и кое в чём
разбираюсь. Но я вовсе не собираюсь со всеми ссориться на
съёмочной площадке, тем более кого-либо стеснять.
Б.: По-моему, Алан не такой уж монстр,
каким его считают. Он не прочь и пошутить, - эта комедия тому
подтверждение.
- Ален, если честно, вас никогда не раздражает
съёмочный процесс?
А.: Нет, по крайней мере тогда, когда снимали
меня. Я выходил из себя только тогда, когда сам был режиссёром
или продюсером, и мне приходилось работать с плохими актёрами.
Но что поделать, - терпеть не могу недоработок своих коллег.
Увы, современное кино - не то, что было лет двадцать и, тем
более, лет сорок назад.
- Бенуа, известность может вскружить голову даже
самым талантливым...
Б.: Здесь всё решает правильный круг общения.
Надо всегда иметь рядом тех, кто постоянно напоминает тебе,
что ты - полный идиот.
А.: Да, жизнь сама ставит тебя на место,
чтобы ты не считал себя лучше других.
Б.: Сегодняшняя система кинематографа настолько
инфантильна, по своей сути, что напоминает детский сад. Популярный
актёр может вести себя совершенно безответственно, - всё равно
его будут искать, делать предложения, составлять за него график
работы... Конечно, это заманчиво, и в такой ситуации нетрудно
потерять голову. Но меня больше беспокоит другое: почему сейчас
с такой лёгкостью берут на работу известных актёров, закрывая
дорогу молодым? По-моему, эту систему давно пора менять. Когда
моя карьера только начиналась, и я жил то в Испании, то в
Бельгии мною мало кто интересовался.
- А вы-то, Ален, наверное и не припомните, когда
наслаждались анонимностью?
Б. (смеётся): Разве что у папуасов...
А.: Известность так или иначе сопутствует
успеху, и, разумеется, любому актёру приятно, когда его узнают
в лицо. Но при этом получается так, что если с тобой здороваются
на улице, то ты преуспел в карьере, а если в каком-нибудь
маленьком городке тебя никто не замечает, - значит, ты просто
неудачник!
- Не популярность ли сделала вас таким одиноким?
А.: Да. Но я живу в состоянии одиночества.
И в нём же нахожу источник вдохновения. На улице ко мне часто
подходят люди, - все хотят видеть "того самого"
Делона, поэтому я должен стараться казаться лучше, чем я есть
самом деле. Но, конечно, если я совсем уйду в себя, меня вообще
вряд ли кто-нибудь поймёт.
- Вы делитесь своими проблемами с кем-то из близких?
А.: Увы, мои дети давно выросли, у них
уже своя жизнь. Друзья все умерли, так что я живу один, и
вне мира кино общаюсь лишь с немногими... Но каждое утро я
радуюсь, когда меня весело приветствуют мои собачки! Могу
сказать, что я очень счастливый человек, причём во многом
благодаря актёрской профессии.
Б.: Что касается меня, я всё обсуждаю с
моей женой, Корали, хотя она никак не связана с кино. Я не
даю кинематографу целиком поглотить меня, иначе я просто сойду
с ума. Я стараюсь относиться к нему несколько восторженно
- как когда-то в детстве, и это мне очень помогает в работе.
- Как вы относитесь к деньгам?
А.: Не хочу повторяться, но сейчас уже
другая эпоха. По сравнению с призовыми, которые получают спортсмены,
Поэльворде, например, просто бедняк. Раньше, например, в 30-40е
годы актёры требовали, чтоб им платили золотыми слитками.
Ну а сегодня... Что ж, сейчас популярные актёры хорошо зарабатывают.
Б.: Я очень осторожно отношусь к деньгам.
В наше время не принято говорить о том, у кого какая зарплата,
но все прекрасно знают, что актёры не так уж плохо получают.
На мой взгляд, отношение к деньгам связано с воспитанием.
- Однако, Ален, вы преуспевающий бизнесмен. Вы
торгуете парфюмерией, коньяком, часами, шампанским...
А.: Что вы, я совсем не деловой человек.
У меня нет качеств, необходимых для бизнесмена, я всё делаю
интуитивно. Не думайте, что у меня огромное состояние. Просто
у меня постоянно возникает масса идей, которые я стремлюсь
реализовать.
|