Как и их предшественники Led Zeppelin, Metallica достигла огромного коммерческого успеха, сочетая непрерывные гастроли и беззаветную преданность музыке с тщательно поддерживаемой вокруг группы атмосферой таинственности и загадочности. То, что они стали одной из самых популярных в мире рок-групп, факт сам по себе удивительный, поскольку ни одна из подобных команд - исполняющих тяжелый, скоростной вариант heavy-metal - не смогла добиться сколько-нибудь заметного успеха. И даже те, кто не интересуется музыкой Metallica, не могут не признать, что мало найдется поднявшихся на вершину славы групп, которые бы сохранили такие добрые отношения со своими фэнами.
Metallica начиналась в Лос-Анджелесе, где под влиянием новой волны британских "металлических" групп, таких как Saxon и Diamond Head, Ларс Ульрих в 1980 году начал поиски единомышленников, чтобы создать свою собственную команду. Гитарист Джеймс Хетфилд откликнулся на газетное объявление Ульриха, однако во время первой встречи им так и не удалось ни о чем договориться. Только через два года, работая над подготовкой альбома "Metall Massacre", Ульрих снова вошел в контакт с Хетфилдом. На этот раз они быстро нашли общий язык и вместе с басистом Роном Мак-Гоуни сформировали первый состав Metallica. В апреле 1982 года к ним присоединился гитарист Дейв Мастейн. Это произошло сразу после первого концерта Metallica в Анахайме, штат Калифорния. Тогда же эта четверка записала демонстрационный альбом, названный ими "Power Metal". Одна из песен с него "Hit the Lights" была включена в выпущенный в 1982 году "Metal Massacre", и группа дала серию концертов в Сан-Франциско, пытаясь завоевать себе аудиторию и продвинуть альбом. Это было удачное решение. Успех у публики превзошел все ожидания. По мере роста их популярности, Ульрих и Хетфилд начинали проявлять все большее недовольство Мак-Гоуни. Однажды во время гастролей они познакомились с басистом из группы Trauma - Клифом Бертоном и предложили ему поиграть вместе с ними. Тот согласился, но при условии, что группа переедет из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Ребята не возражали. Позднее в том же году Мастейн также покинул Metallica (он вскоре станет одним из основателей Megadeth) и был заменен гитаристом из Exodus - Кирком Хамметом. Как и многие другие андеграундные группы 80-х, Metallica прокладывала трудную дорогу к успеху без помощи радио или клипов на MTV, только за счет постоянных гастролей и бескомпромиссной преданности музыке. Заметь: в десятилетие, когда хорошо раскрученные "металлические" группы, такие как Motley Crew, например, часто играли на публику, заботясь больше о зрелищности своих шоу, чем об их музыкальном содержании, Metallica полагалась именно на музыку. Выступая в 1985 году на хард-роковом фестивале в Доннингтоне, в Англии, Хетфилд недвусмысленно высказался прямо со сцены: "Если вы пришли сюда посмотреть на эффекты, грим и хотите услышать слова "ooh baby" в каждой долбаной песне, то вы попали не на ту долбаную группу".
В своих альбомах Metallica была столь же бескомпромиссна, как и на сцене. Расположенная в Нью-Джерси звукозаписывающая фирма "Megaforce" выпустила пластинки "Kill ‘Em All"(1983) и "Ride the Lightning"(1984), а затем группа подписала контракт с компанией "Electra Records". Первый альбом, выпущенный на этом лейбле, назывался "Master of Puppets"(1986). В нем группа показала, что может исполнять музыку в разных стилях, с богатыми аранжировками, а не только чисто скоростной "металл". Хотя песни Metallica часто длились по семь минут и более, в них стали встречаться спокойные тихие пассажи наряду с "трэшем". Их фирменным почерком стали повторяющиеся взрывные импульсы ритм-гитары Хетфилда, на которые наложены быстрые, как молния, виртуозные лидирующие партии Хаммета.
"Master of Puppets" не только продемонстрировал музыкальную зрелость группы; он также заметно поднял ее популярность. В 1986 году паpни совершили гастрольный тур с Оззи Осборном, но в сентябре того года случилось несчастье, когда на обледеневшей дороге в Швеции перевернулся один из автобусов группы. Погиб басист Клиф Бертон. Хотя все были потрясены этой трагедией, менее чем через месяц Metallica объявила в Сан-Франциско конкурс на освободившееся место. Было пять претендентов. Один из них, Джейсон Ньюстед, знал наизусть весь репертуар Metallica, и когда ребята из группы спросили его, какую бы песню он мог сыграть, тот ответил: "Любую, какую хотите". Первый концерт с новым басистом состоялся в ноябре 1986 года. В память о Бертоне, Metallica смонтировала из домашних видеозаписей фильм о последних годах жизни своего товарища, назвав его "Cliff ‘Em All"(созвучно альбому "Kill ‘Em All").
Следующая пластинка группы "...And Justice for All"(1988) стала развитием их тяжелого, бескомпромиссного стиля, сочетающегося с богатыми аранжировками. Несмотря на дефицит мелодики, альбом быстро вошел в десятку "Billboard", и Metallica стала одним из главных действующих лиц летнего фестиваля "Monsters of the Rock". "Justice" был также выдвинут на премию "Грэмми" в номинации "за лучшее исполнение музыки heavy-metal", но уступил награду ветеранам британского рока группе Jethro Tull. Не предаваясь отчаянию, ребята из Metallica изготовили этикетки "Проигравшие премию "Грэмми", которые были наклеены на продаваемые пластинки.
В 1990 году Metallica все-таки получила "Грэмми" "за лучшее видео". Удостоился этой пpемии их первый видеофильм "One". На церемонии вручения они поблагодарили Jethro Tull, что те не выпустили своего видео в том году. Группа показала, что обладает хорошим чувством юмора, однако не забывала поддерживать и свой мрачный мистический образ.
В первых четырех альбомах Metallica опиралась на энергичную жесткую музыку, однако все уже чувствовали, что надо что-то менять, необходимо дальнейшее развитие. Альбом 1991 года, который так и назывался "Metallica", стал новой ступенью их творчества. Песни стали короче, а аранжировки сдержаннее - группа попыталась расширить аудиторию и привнести "металл" в главное русло рок-музыки. Это удалось. Альбом несколько месяцев удерживался в чартах "Billboard", и было продано более десяти миллионов копий. Квартет стал одной из самых популярных групп в мире.
Хотя команда и изменила немного свое звучание и, сделав это, приобрела большой коммерческий успех, Metallica сохранила самые добрые отношения со своими старыми поклонниками. Во время продолжительного турне в поддержку своего одноименного альбома группа неожиданно устроила несколько специальных закрытых выступлений только для членов своих фэн-клубов, на которых те могли записать их концерты.
В 1995 году Metallica выпустила свой шестой альбом "Load". Это был следующий шаг в сторону "мейнстрим", что подтверждало также их появление в качестве одного из главных действующих "лиц" в 1996 году в Lollapalooza-туре. Для пластинки "Load" группа решила также поменять свой имидж на более "чистую" версию - патлы были коротко острижены, а над новой фотосессией работал известный фотограф Антон Корбийджин. Пластинка стала большим летним хитом - вошла в чарты на первую строчку и была продана тиражом более чем три миллиона копий всего за два месяца.
Затем, в 1997 году, появился следующий альбом "Re-Load", который представлял те песни, которые остались от записи альбома "Load"; потом был "Garage Inc.", где фэны обнаружили коллекцию B-сайдов и раритетных записей.
В апреле 1999 года участники группы объединились с симфоническим
оркестром Сан-Франциско под руководством дирижера и композитора
Майкла Камена. После нескольких репетиций была записана специальная
симфоническая обработка лучших хитов Metallica. Более двух
часов продолжается звучание этой уникальной записи, получившей
название "S&M", т.е. "Симфония и Металлика". Все самые
известные хиты "Nothing Else Matters", "Master Of Puppets",
"Fuel", "Hero Of The Day", "Enter Sandman"... плюс две новые
песни "No Leaf Clover" и "Human" на двух компакт-дисках. Безусловно,
альбом "S&M" от Metallica - это тот проект, который действительно
достоин выхода в свет накануне нового тысячелетия.
Автор благодарит Fедора (Universal Music Russia) за
помощь при подготовке материала.
|