Новости
Свежий номер
Новости сайта
Новые материалы
Архив
По номерам
По разделам
Подписка
Почта
Редакция
Фан-клуб (архив)
"In Rock"
"Иванушки"
Феномены-Х
Наталия Орейро
"Руки Вверх"
"Агата Кристи"
МР3
Восходящие звезды музыки
АрхиТекстуры
Интернет-радио
Феномены-Х
Рассказы серии "Авантюра"
Расссказы серии "Герои спорта"
Форум
Гостевая книга
Ссылки
О редакции

 

дизайн: михаил мырсин
Поддержка
Raggio Studio

 

Но всё началось с Иоганна Вольфганга фон Гёте, великого немецкого поэта, мыслителя и учёного, который в 1797 году написал бессмертную балладу “Der Zauberlehrling” («Ученик чародея»). Это стихотворение из 14 строф рассказано от лица ученика, который, пользуясь отлучкой «колдуна» (Hexenmeister), радуется возможности испытать собственные скудные познания в волшебстве. Ученик повелевает старой метле облачиться в лохмотья, отрастить голову и руки, взять ведро, принести воды и приготовить ему ванну. Ожившая метла наполняет водой не только ванну, но и любой сосуд в доме. Ученик не может вспомнить заклятье, снимающее чары, что приводит к настоящему потопу. Ученик разрубает несчастную метлу топором… но в итоге получаются две ожившие метлы. Наконец, чародей возвращается и спасает ученика, отправив метлу в шкаф, где она стояла прежде, и повелев ей выходить оттуда лишь по зову подлинного хозяина.

Сто лет спустя эта баллада послужила основой для 10-минутного скерцо французского композитора Поля Дюка (“L’apprenti sorcier”). Великолепная оркестровка и превосходное чувство ритма, особенно заметное в задорном «марше мётел», быстро принесли этому произведению огромную популярность. Скерцо выдержало проверку временем и по сей день остаётся самым известным творением Дюка. Ещё через 40 лет к этой теме обратился Уолт Дисней, выбрав на роль ученика чародея не кого-нибудь, а самого Микки Мауса. Летом 1937 года, обедая в ресторане «Чейзен» на Беверли-Хиллс, король анимации пригласил за свой стол знаменитого дирижёра Леопольда Стоковски, и, словно по волшебству, у них родился необыкновенный замысел.

Уолт Дисней уже использовал музыку как основу для анимационного сериала «Забавные симфонии» (Silly Symphonies), теперь же он надеялся привлечь Стоковски к созданию короткометражки по «Ученику чародея» Дюка. Однако идея совместить анимацию с классической музыкой приняла более масштабные пропорции – так родилась «Фантазия», проект поразительно смелый, но и безумно рискованный. 125-минутный фильм – непривычно длинный для анимации даже по нынешним меркам – был впервые показан публике 13 ноября 1940 года, на торжественной премьере в кинотеатре Broadway Theatre, в Нью-Йорке. Специально для фильма была разработана многоканальная система воспроизведения звука под названием Fantasound: «Фантазия» стала первым фильмом, вышедшим в коммерческий прокат со стереофоническим звуком. В наши дни фильм остаётся памятником творческим амбициям Диснея и его несгибаемой воле двигать вперёд анимацию и кинематограф, создавая для зрителей нечто новое, невиданное и неслыханное. «Фантазия» входит в число избранных фильмов, хранящихся в Национальном киноархиве библиотеки Конгресса»; эпизод «Ученик чародея» считается его лучшей и самой популярной частью.

Теперь, через 69 лет после выхода на экраны «Фантазии», Walt Disney Pictures и Jerry Bruckheimer Films подготовили зрителям новый подарок. «Ученик Чародея» образца 2010 года вдохновлён предыдущими версиями, но всё-таки это совершенно новое захватывающее приключение. Его главная мысль, по-прежнему, проста и доступна, хотя при этом глубока и вечна. «Это поучительная история про то, что бывает, если срезать углы, всюду искать простой путь. Ведь каждому из нас знакомо желание вырасти быстрее, чем позволено природой», – говорит Тёртлтауб.

Возрождение «Ученика Чародея» в кино стало возможно благодаря страстному поклоннику мультфильма «Фантазия» – Николасу Кейджу. «Эта мысль пришла в голову мне и моему другу Тодду Гарнеру, – вспоминает он. – Я в то время снимался в другом фильме, и мне захотелось заглянуть в более фантастический, волшебный мир и сыграть персонажа с мистическими способностями. Я поделился этим желанием с Тоддом, и на следующий день мы нашли идеальный вариант: «Ученик Чародея»!

«Мне нравятся волшебные миры, и создать такой мир для современной аудитории мне показалось заманчивой идеей, – говорит Брукхаймер. – Мне всегда нравились истории с элементами магии, и «Ученик Чародея» – одна из самых знаменитых таких историй. Нам показалось восхитительной находкой развернуть этот сюжет в современных декорациях и с совершенно новыми героями». Тёртлтауб знаком с Кейджем ещё со школы: они учились в одном классе в Беверли-Хиллс. «Джон – самый лучший режиссёр для такого фильма, – говорит Брукхаймер. – Я говорю это не только потому, что он давно работает со мной и с Ником: всё дело в той радости, в том удовольствии, которое он получает от работы».

Все главные создатели фильма – давние поклонники «Фантазии». «Лично для меня, – признаётся Кейдж, – это самый красивый фильм на земле. Наверное, «Фантазия» стала первым фильмом, на который родители меня привели в кино. Она познакомила меня с миром кино, с миром анимации Уолта Диснея и заодно с классической музыкой. Сила воображения, заложенная в этом фильме, просто унесла меня. Я думаю, она сильно повлияла на мою жизнь, хотя я был ещё совсем маленьким. Фильмы Disney, а потом ещё и поход в парк развлечений Disneyland меня сильно впечатлили. Я до сих пор раз в году пересматриваю «Фантазию»: гашу свет и забываю обо всём».

Хоть фильм и нельзя назвать полноценным ремейком классического отрывка из «Фантазии», «Ученик Чародея» определённо ссылается на этот отрывок, и этот факт не мог ускользнуть от режиссёра. «У нашего фильма богатая родословная, – говорит Тёртлтауб, – и я с самого начала понимал, что должен сделать нечто особое, выдающееся, достойное этой славы во вселенной Disney и во всей истории кино. Эти восемь минут из «Фантазии» поистине легендарны, так что взяться за них было непросто. Первой мыслью было: так, что теперь с этим делать? И дальше воображение разыгралось вовсю».

Мэтт Лопес – сценарист, взращённый студией Disney – немало сделал для сценария, придумав историю о Дэйве Статлере, студенте колледжа, который пытается сдать экзамен по физике и пригласить на свидание Бекки, девушку его мечты. Мир, в котором живёт Дэйв, переворачивается вверх тормашками, когда в него неожиданно вторгается чудаковатый Бальтазар Блэйк. Бальтазар – волшебник, уже много столетий участвующий в борьбе между последователями двух великих чародеев, доброго Мерлина и злой Морганы. В этой борьбе решается судьба нашего мира: будет ли он разрушен или спасён. Когда Максим Хорват, главный враг Бальтазара и самый преданный сторонник Морганы, начинает угрожать не только Бальтазару и Дэйву, но всему человечеству, Бальтазар, против своей воли, вынужден взять Дэйва в свои ученики. Теперь они вместе должны остановить Хорвата и силы Морганы.

«В этой истории у каждого из двух главных героев свой особый путь, – объясняет Брукхаймер. – Бальтазар столетиями рыщет по всему миру в поисках ученика, а Дэйв стремится раскрыть собственный потенциал. Дэйв очень серьёзно относится к учёбе, и ему не нужны ни Бальтазар, ни его волшебство. Но Бальтазар, словно назойливая муха, не отстаёт от несчастного парня, пока тот, наконец, не соглашается примерить мантию. Но если бы в вашу дверь постучался человек и сказал, что вы – волшебник, вы бы тоже не сразу поверили». «Но по ходу сюжета, – продолжает Брукхаймер, – вы увидите, как отношения между ними изменяются. Бальтазар придаёт Дэйву уверенность не только в магических способностях, но и в личной жизни».

По словам Лопеса, «очень сложной задачей было показать магию на экране так, как её ещё никто не показывал. Дэйв Статлер поглощен изучением науки, он хочет посвятить свою жизнь физике. Он живёт в рациональном мире и старается всему найти объективное научное объяснение. И вот он встречается с Бальтазаром, волшебником, для которого все разгадки и объяснения кроются в магии. Но это не два разных мира, а две стороны одного и того же: волшебство так же связано с физикой, как алхимия – с химией. В одной ключевой реплике Бальтазар говорит Дэйву, что их колдовство не нарушает законов физики – просто не все законы ещё открыты. Это суть нашего подхода к волшебству в этом фильме. Я люблю науку, и мне кажется, что подобное приземление волшебства даёт неожиданный эффект и обогащает фильм».

Лопес, который, по чистому совпадению, работал над сценарием в том же здании, где снималась «Фантазия», отмечает, что и у Гёте, и у Уолта Диснея «всё заканчивалось тем, что ученик возвращался к своим прежним обязанностям – практически к мытью полов. У нас не было шанса увидеть, как ученик сам становится чародеем, а ведь это очень интересно. И чародей не учил ученика волшебству – поэтому у нас Бальтазар учит Дэйва. Только вот, в силу разных обстоятельств, 10-летний курс им приходится пройти за несколько дней».

По словам Джона Тёртлтауба, «и Бальтазар, и Дэйв считают, что прекрасно прожили бы друг без друга. Бальтазару нужен ученик, но Дэйв совсем на эту роль не подходит. С другой стороны, Дэйв не хочет связываться с этим назойливым ненормальным. Вот они и изводят друг друга. А поскольку у обоих голова на месте, они знают, как лучше поддеть и разозлить соперника». «Дэйв – интеллектуал, который хочет узнать фактическую правду обо всём на свете, – продолжает Тёртлтауб. – Ему нужно расширить своё восприятие, увидеть, что рядом есть целый мир, о существовании которого он не подозревал, и после этого понять свои истинные способности. В этом и заключается особый путь Дэйва».

Сценаристы Карло Бернард и Даг Миро добавили несколько ключевых идей. «Это классическое приключение героя, – говорит Бернард. – Дэйв проходит через все стадии пути человека, который не верит в себя и в свои возможности, а потом, к своему удивлению, понимает, что может быть героем. Его отношения с Бальтазаром и Бекки во многом помогают ему это понять. Для нас эта структура была путеводным светом». «Я думаю, что Бальтазар воплощает принцип альтруизма: он ставит интересы человечества выше своих, – продолжает Бернард. – Он считает, что есть высшие цели, которые важнее любого отдельного человека. Это строгие убеждения воина, тысячу лет ведущего борьбу за человечество».

Спасибо за любопытный материал ребятам из Walt Disney Russia


 

Все права защищены. ЗАО "Редакция журнала "Бумеранг".
Использование любых материалов возможно только с письменного разрешения редакции.