Брендан Пауэр – человек, которого вы, вероятно, слышали, но никогда не видели. Объясняется этот парадокс просто: Брендан – один из самых лучших в мире исполнителей на губной гармошке, иначе говоря – харпер.
С набором своих, казалось бы, нехитрых инструментов, он работал вместе со Стингом, Кейт Буш, Ван Моррисоном, Полом Янгом, Ширли Бейси и другими звёздами шоубиза. Саундтреки с участием Брендана можно услышать во многих голливудских фильмах (среди них есть один оскароносный). Его дискография составляет 15 полноценных альбомов
в очень разных стилях. География выступлений также обширна – от Кремлевского Дворца съездов до Народного Дворца Китая. Хватает и титулов: лучший исполнитель ирландской музыки (1993 год), лучший харпер по версии американской организации SPAH (2011 год), лучший фолк-дуэт по версии BBC (2012 год, вместе с Тимом Эдди). Но Брендан – не просто исполнитель. Он ещё и экспериментатор, музыкант, который не довольствуется звучанием своего инструмента, а всё время старается расширить его диапазон, найти новые нюансы. Как и зачем он это делает, мы спросили самого Брендана.
— Брендан, почему ты выбрал именно губную гармошку, а не гитару или, скажем, барабаны?
— Однажды, когда я ещё жил в Новой Зеландии, я попал на концерт, где услышал как может звучать гармошка. Я был так поражён возможностями этого инструмента, что сам немедленно приобрёл губную гармошку. И – пошло-поехало…
— Какие возможности даёт гармошка? Её звуковой диапазон совсем небольшой, не то, что, скажем, у рояля…
— Так ведь гармошки бывают очень разные… У них может быть разный строй, допустим – от «ре» или от «ля». Кроме того, музыканты давно уже научились перестраивать свой инструмент. Например, для использования гармошки в ирландской традиционной музыке, приходится обычный строй «Рихтер» переделывать в вариант «Падди».
— Как это сделать? На гитаре я, скажем, верчу колки… А что делать с гармошкой?
— Берёте специальные инструменты (у меня это недешёвый, но очень хороший набор от Suzuki), вскрываете гармошку и подпиливаете язычки, меняете их наклон, ориентирование.
В результате можно играть, скажем, и на вдох и на выдох, но ноты при этом будут разные. Так можно настроить инструмент для исполнения любой музыки.
— Я слышал, что вы работали вместе с болгарскими музыкантами и записывали треки в балканском стиле?
— Да, это как раз пример того, как широко можно использовать гармошку. Было время, когда я работал солистом в ирландском Riverdance Show. Как-то мы выступали в Болгарии.
И там я познакомился с блестящими музыкантами – Ангелом Димитровым, Пейо Пеевым, Георгием Петровым… Они вдохновили меня не только записать музыку в балканском стиле, но и подумать над тем, как можно трансформировать гармошку, чтобы расширить её диапазон.
Я увлёкся этой темой. В результате я сегодня играю не только западно-ориентированную музыку (рок, джаз, ирландские мелодии), но и, скажем, китайские мелодии, основанные на пентатонике.
Музыку в исполнении Брендана Пауэра можно послушать на его сайте: http://brendan-power.com/
Беседовал Андрей ТРУШКИН