Трудно сосчитать, сколько рэп-батлов, фестивалей и обычных выступлений за плечами музыкантов группы «Vode an». Чего только не происходило на долгом пути… Но пусть об этом нашим читателя расскажет их фронтмен Ян Полей.
«БУМ»: У вашей группы, кажется, солидная история?
Ян Полей: Занимаемся рэпом мы уже лет десять. Начинали под названием «Plat!na» (как вариант писали ещё [Pt-78], «The Platinum Family»), потом переименовывались не раз. По разным причинам — тут
и творческие поиски были, и ссоры, и перемирия. Сейчас называемся «Vode an». Это отсылка к «Звёздным войнам». Переводится, как «Все мы братья/сёстры». (Водэ ан — это гимн, которому мандолорские сержанты обучили клонов, а те его пели перед битвами. Песня очень торжественная и очень грустная. Подробнее можно узнать из романов Карен Тревисс про клонов-коммандос и из одноимённой игры. — К.С.)
— Как молодой команде познакомить со своим творчеством окружающих?
— Как правило, сначала ты что-то показываешь родственникам и друзьям. От них потом по знакомым пойдёт — это сарафанное радио. Обязательно нужно выкладывать свои творения в интернет.
— А ещё как можно заявить о себе?
— Это и самое лёгкое, и самое проблемное. Можно удачно выступить на каком-нибудь батле или фестивале — и о тебе узнают, как это вышло у Вани Нойза или Стима. А можно долго топтать дорожки от клуба к клубу, от фестивалей до выступлений на Арбате. Сейчас довольно много батлов, то есть состязаний рэп-музыкантов (достаточно вбить в любом поисковике «рэп батл»,
и тот выдаст кучу всего). Но тут надо знать, какие батлы купленные, — а есть и такие. Бывают инет-батлы. Тут достаточно сдать в определённые сроки трек на заданную тему и ждать результатов. Есть батлы живые. Есть батлы только фристайловые, когда включают минусовку или приглашают битбоксера — и ребята на ходу показывают силу своего речитатива и воображения вкупе со словарным запасом. Последние, по моему, самые сложные и зрелищные. Придумать на ходу что-то смешное и, в тоже время, язвительное — тут нужно обладать огромным словарным запасом, а не только умением срифмовать строчки.
— А как насчет фестивалей?
— Их очень много. На подобных мероприятиях новички могут выступить рядом с профи, познакомиться с кумирами, увидеть, что умеют другие рэперы. Организаторы ищут точки, где можно провести фест или батл, договариваются с клубом, ведущими артистами, находят судей, регистрируют участников. Это большой труд, нужны деньги и связи. Но, в любом случае, выступает ли свободный МС или команда — и у тех, и у других есть много трудностей. Они сталкиваются с давлением со стороны прочих участников. Есть, конечно, нормальные ребята, которые знакомятся на выступлениях, заводят знакомства. Но есть и такие, кто и плечом заденет, и специально разозлит, чтобы ты текст забыл. Даже если всё нормально, обязательно нервничаешь: «Микрофонов хватает? Они беспроводные или со шнуром? А вдруг слова забудутся? С какого трека лучше начать?» Вопросов всегда много. И не на все можно ответить заранее. Бывает, что у клуба только два микрофона, а в твоей команде 4-5 человек, и вы во время выступления быстро передаёте микро от одного участника к другому.
— А что сложнее — выступать одному или с группой?
— И у коллектива, и у свободного артиста есть свои плюсы и минусы. Если ты один работаешь, то сам пишешь тексты и музыку, сам организовываешь свои выступления, всё сам. Нагрузка всегда на тебе, и это сложно, но ты знаешь, что у тебя и где. А если коллектив работает, тут, вроде бы, каждый занят своими обязанностями: один пишет музыку, другой ищет и пробивает выступления, третий придумывает темы. Иногда обязанности меняются. Но нужен контроль за каждым. В моей группе из-за того, что я и ещё один экс-участник тянули одеяло на себя, произошла первая ссора. Мы еле справились, но помирились с друзьями.
— Где и как проходят репетиции?
— Где угодно: на студии, дома у друзей, на улице. Для этого нужен минимум — возможность включить минусовку и зачитать текст. Это несложно. Но для каждого исполнителя или группы встаёт вопрос: в каком направлении работать. Тут, в принципе, нет рамок. Моя группа делает разные песни. Больше, конечно, лирики, но и смешные темы есть, и социальные, и мистика. Иногда начинаешь с чего-то социального, а потом сворачиваешь на лирику. Так я написал трек «Засыпая рядом».
— Стоит ли прислушиваться к критике — или лучше ни на кого не оглядываться?
— Критика окружающих (если, конечно, объективно критикуют) — это сильный пинок для развития. Были случаи, когда знакомые литераторы и филологи так критиковали меня, что я уничтожал текст и писал с нуля. И слава Богу! Выходило даже лучше.
Катерина СКОБЕЛЕВА