Есть
легенда, которая рассказывает о том, что композитор Штраус,
гуляя по парку, подслушал основную тему "Сказок венского леса"
в птичьем пении. Бетховен к концу жизни уже не мог слышать
ни шелест листвы, ни плеск волн. Но окружающий нас мир разговаривал
с великим отшельником Людвигом. Разговаривает мир и с нами.
И не только звуками.
Не может не поразить безмолвный хорал Миланского
Duomo, затейливое барокко Нотр-Дам де Пари, строгая утонченность Тадж-Махала. Музыка есть во всем, где проглядывает гармония природы. В солнечном свете, в резких, пиковых значениях кленового листа, в причудливой линии горизонта, что образуют скалы, куртины деревьев, зубчатые кромки городов. Внутреннюю, скрытую гармонию вещей человек чувствовал давно. Конфуций любой светской песенке предпочитал утонченные звуки, что издавали древние каменные музыкальные инструменты. А Гёте, который жил в Лейпциге рядом с собором Святого Томаса, где трудился Бах, заявил прямо: "Архитектура - это застывшая музыка". Эту музыку, спрятанную в стихах Гомера и Пушкина, в неповторимом геометрическом разнообразии снежинок, в символах и знаках, а в будущем и в шедеврах архитектуры я и попытался рассекретить.
О том, как возник проект.
Я сделал простую, на первый взгляд, вещь. Принципы гармонии (золотое сечение Леонардо да Винчи, ряд Фибоначчи и т.д.), оказывается свойственны и архитектуре, и тексту, и символике, и музыке. Когда я это обнаружил, осталось только разработать особые алгоритмы по переводу графических объектов в музыку. Первой на ноты легла великая египетская пирамида в Гизе (была взята её проекция при взгляде сверху). Величественные, торжественные звуки не могли не поразить мое воображение. Но настоящий шок я испытал, когда "перевёл" пятиконечную звезду. Результатом стал... хард-рок. Да-да самый натуральный хард со всеми полагающимися ему риффами, циклами и легким синкопированием. Дальше открытия шли по нарастающей. Легко и прозрачно зазвенели символы снежинок; вполне по-китайски "перевелись" символы "тай" (рассвет), и "пи" (упадок) из Книги перемен; напористо и энергично зазвучал древний символ свастики...
Потом мне стало интересно, а как поведет себя текст, трансформированный в музыку. Вначале я определил для себя, что основную напевность в русском языке несут гласные, потом просчитал, какие из этих букв встречаются в стихотворениях чаще всего, соотнёс эти данные с принципами построения тональности в музыке. Пока эта программа не дала сбоев. Ни при трансформации знаменитого "У лукоморья дуб зелёный...", ни при работе с "Одиссеей" Гомера в переводе Гнедича, ни при обращении к ритмизованной прозе Гоголя и Роллана.
Теперь очередь за архитектурой. Здесь всё сложнее. Препятствие образуется из-за большого объема обсчёта различных составляющих зданий. Попробуйте-ка вручную, непрограммно занести на бумагу все характеристики нашего собора Василия Блаженного! Поэтому архитектурно-музыкальное программирование ещё впереди.
Так что пожелайте мне удачи и терпения, они мне очень понадобятся.
Подробнее о проекте: atxt.mailru.com).
|