В
Вену я прибывал скорым поездом из Мюнхена. Поезд попался шумный
и безалаберно весёлый. Блевали в тамбуре упившиеся китаянки.
Плевали, икали и ржали не менее упившиеся венгры в соседнем
купе. Австрийцы безумолчно болтали шесть часов кряду, как
сороки на батарейках "Дюрасел". Когда вся эта орда
вывалилась на перрон Западного вокзала Вены, город только
начал просыпаться - неохотно и буднично. После вылизанных
немецких вокзалов здешний "пункт прибытия" казался
неухоженным стариком. Карту города пришлось покупать. Там,
где она должна была висеть, мохнатились лишь её огрызки. Кто-то
для удобства пользования вырезал центр города и унёс с собой.
А персонал заменить карту почему-то не удосужился.
К счастью, остальной обязательный набор западноевропейского
вокзала, в виде пункта обмена валюты, банкоматов, кафешек
и справочных, трудился исправно. Кафе, правда, осаждала толпа
веников среднего возраста, уже успевших с утра принять на
грудь и теперь лакировавшихся пивком. Туалет же охраняла колоритная
личность, похожая на колобка, поросшего жёсткой рыжей щетиной.
Личность помахивала в воздухе связкой огромных ржавых ключей.
Страждущие должны были заплатить личности несколько пфеннигов,
чтобы он своими страшными орудиями открыл двери, похожие на
те, что ставят в камерах предварительного заключения в Бутырке.
Обогнув пару всклокоченных попрошаек - "не
хватай деньег на хлеп и на кофэ", - можно попасть на
привокзальную площадь, купить билет ценою в доллар, сесть
на трамвай и отправиться в путешествие по городу голубого
Дуная в целом и семейке Штрауса в частности. Красные трамваи,
чем-то напоминающие советские трамваи тридцатых годов, бегут
то по улицам, то по подземным переходам, что заставляет подумать:
"Может быть, это метро?" Ехать удобно, но только
если вертишь головой на 180 градусов, всё время прислушиваясь
к тому, что сообщают из динамиков. А вообще ближе к центру
выходить можно в любом месте. Не такой уж в Вене он большой,
чтобы нельзя было его обойти пешком.
Первые же архитектурные красоты напрочь стирают
разухабисто безалаберную Вену из памяти. Стоит войти в парк
Бельведер - бывшую вотчину знаменитого военачальника принца
Евгения Савойского, попадаешь в другой мир: яркий, свежий
и, несмотря на брызжущее солнце, немножко таинственный. Музей
Бельведера - это целый комплекс. В первой резиденции принца
и в его оранжерее устроена выставка искусства барокко и раннего
Средневековья. Произведения этой эпохи и сами по себе смотрятся
очень неплохо, а в антураже архитектурного барокко и рококо
- и вовсе шикарно. Кажется, картины и скульптуры так здесь
и стояли - в Спальне, в Зале Приёмов, выложенном красным гранитом,
в Комнате Искусств, Кабинете Раздумий (не путать с туалетом),
Кунсткамере. Поражают своей детской наивностью иконы XIII
- XIV вв. Почти все они холодно-трагичны. Волхвы на них более
похожи на гномов и дарят Христу золотые монеты в шкатулке.
Зато резные деревянные скульптуры, украшавшие некогда местные
древние храмы, смотрят с живым интересом и страдают, и плачут,
и скорбят по-настоящему. Случись с такой скульптурой столкнуться
ночью в соборе, получишь самый настоящий шок. Кстати, на одной
из картин очень профессионально показано, как вбивать клинья,
чтобы крест, на котором распинают очередную жертву, стоял
на распорках и не падал. Авторы явно относились к первой когорте
реалистов и изображали то, что видели.
В главном дворце комплекса, более парадном и про-сторном,
собрана живопись нашей эпохи. Вначале ловишь себя на мысли,
что по ошибке попал в московский музей им. Пушкина. Собрание
импрессионистов, может быть, и уступает нашему столичному
по количеству, но уж никак не по качеству: ВанГог, Ренуар,
Писсарро, а еще Каро, Эжен Делакруа... И нигде на улицах города
ни слова, ни полслова о том, где находятся все эти чудеса!
Устав от искусства, можно нырнуть в близлежащий
Ботанический сад. Он небольшой, но тщательно спланирован,
оттого кажется просторным. В отличие от наших ботанических
садов, почти у всех деревьев имеются таблички. Венцы ходят
сюда не только отдыхать (есть и другие зелёные зоны), но и
образовываться. Австрия лежит в самом центре Западной Европы,
и зимы здесь не особенно холодные. Так что в открытом грунте
спокойно произрастают и кактусы, и агавы, и другие субтропические
растения. Многие из них, кстати, можно купить. Они выставлены
в маленьких ящичках, нагруженных на маленькую же тележечку.
Единственная проблема состоит в том, чтобы найти служителя,
который принял бы за растения деньги...
Доминиканский собор Святого Стефана поражает уже
тем, что не вмещается в объектив фотоаппарата. Можно битый
час ходить вокруг этого чуда архитектуры: искать точку съёмки,
но так её и не найти.
Улочки кругом настолько забиты достопримечательностями,
что на карте они не помещаются. Можно с ней и не сверяться,
а идти наугад. Наткнёшься то на памятник первопечатнику Гуттенбергу,
то на Францисканский собор, где монах в коричневом одеянии
и вьетнамках на босу ногу, смиряя дух и подавляя ругательства,
битый час прикрепляет к стене упрямую, улетающую по ветру
афишу.
Знаменитый прусский стиль в архитектуре отточен
и холоден. Обычно это площадь, на которой установлена статуя
императора. Всё это окаймлено зданиями, больше похожими на
казармы, чем на дворцы. Если пройти такую площадь и нырнуть
в арку, то попадёшь на следующую площадь, в центре которой
водружён памятник другому императору, взирающему тревожным
взором завхоза на очередные гарнизонные постройки. Нетрудно
догадаться, что, пройдя ещё дальше, ты встретишься с третьим
императором или, на худой конец, с императрицей Марией Терезией...
всё в том же строгом обрамлении...
Весь центр Вены пропах навозом. Фиакры, которые
развозят туристов во всех возможных направлениях, шмыгают
там и тут, запруживая улицы. Водители огромных туристических
автобусов, изящных, но громоздких "мерседесов",
полулежащие на "ямахах" мотоциклисты терпеливо ждут,
пока очередная лошадка, перегородившая улицу, протрюхает до
перекрёстка и освободит проезжую часть.
Чтобы
увидеть обычную, непарадную Вену, нужно уйти из центра на
окраину. Тогда Вена станет гораздо уютнее. Дома здесь настолько
высокие, что солнце попадает на тротуар только в полдень.
Но вся эта монументальность компенсируется растениями, которые
венцы любят выставлять на окна и на балкончики. По таким вот
тихим улочкам прогуливаются коренные веники. Взрослые господа
- мужчины в хороших, явно дорогих костюмах и легкомысленных
шляпах с тирольским перышком, женщины - на высоких каблуках,
в платьях если не от "Диора", то от "Дольче
и Габана". Более шустрая молодёжь кучкуется и разбегается
по кафешкам и дискотекам в обычных джинсовых костюмах.
В центре среди прорвы японских ресторанов, итальянских тратторий
и американских фастфудов заведения с местной кухней найти
не так-то просто. Самый короткий путь может указать веник,
выскочивший из подъезда своего дома и отправившийся за угол,
в свою закусочную. Здесь, в обычном заведении, всё менее помпезно,
чем в туристических кварталах, но обслужат куда быстрее, накормят
дешевле и вкуснее. В мгновение ока посетителю, на каком бы
языке он ни разговаривал, подадут гуляш, приправленный то
ли картошкой, то ли макаронами, тарелку супа с огромной, как
котлетина, фрикаделькой и бутылку пива. Для тех, у кого желудок
устроен более тонко, есть местные венские кофейни. Пусть столики
там небезупречны и хранят следы поставленных кем-то по неосторожности
на полировку горячих чашек, и цветастые диванчики отнюдь не
новые. Зато здесь уютно, чему способствует и деревянная отделка
цвета горького шоколада и по-особому устроенная система зеркал
(посетители не видят друг друга).
Кстати, голубой Дунай вовсе не голубой, а серый.
А культ Штрауса в Вене давным-давно заменил культ Моцарта.
|