Продолжение
"Матрицы" в очередной раз приближает Киану Ривза к актёрам класса
"А". Однако "Матрица", несмотря на всё свои философские претензии,
кино сугубо промышленное. Куда интереснее судьба самого Ривза и
его размышления о собственной карьере.
Побег от реальности
Ривз начал свою карьеру совсем не в Голливуде, и даже
не в США. Да и родился не там, а в Ливане. Но первые роли ему достались
в Канаде, куда он переехал с мамой и сёстрами после того, как из
семьи ушёл отец. С тех пор отца, который сидит в тюрьме за торговлю
наркотиками, он больше не видел, зато за свою юность Киану познакомился
с целой троицей отчимов.
Первым был Пол Аарон, кинорежиссёр, вторым - музыкальный
продюсер Роберт Миллер, а третьим - владелец парикмахерской Джек
Бонд. Они то и пристрастили мальчика к шоу-бизнесу: с тех пор он
снимается в кино и играет на басу в группе "Dogstar". Свой вклад
внесла, конечно, и мама Патрисия, работающая менеджером у многих
рок-звёзд, например у Элиса Купера, - Ривз до сих пор не может забыть,
как этот размалёванный рокер строил ему рожицы, чтобы рассмешить.
Интерес к актёрству у Ривза проявился ещё в школе.
Учился он отвратительно, прогуливал всё, что мог, к тому же страдал
дислексией - неспособностью к чтению. Зато в 10 классе стал звездой
школьной постановки "Ромео и Джульетты". Решив не тратить время
на школу, Киану двинул на курсы драматического искусства и на телевидение
Торонто.
Одной из первых его работ стала роль в картине "Youngblood"
1986 года вместе с другими восходящими звёздами Робом Лоу и Патриком
Суэйзи. Роль была небольшая, зато Ривз был рад тому, что смог совместить
кино с другим давним увлечением - хоккеем. Увлечение было настолько
сильным, что одноклассники предпочитали романтическому имени Киану,
означающему на гавайском "холодный горный ветер", кличку "Стена",
которой вратаря Ривза наградили в школьной сборной.
Однако нельзя сказать, что всё так благополучно складывалось
в его жизни. В детстве Ривз едва не стал, что называется "трудным
подростком", - сказалось отсутствие отцовского воспитания,
постоянные переезды и плохая учёба. Не преступить эту грань
юноше помогло именно увлечение киноискусством. Как позже он
размышлял: "С помощью кинематографа артист отдаляет себя
от жизни, и в прошлом я таким способом прятался от невзгод.
К счастью или к несчастью, я не способен выдерживать напряжение
реальности подолгу, и актёрство даёт мне возможность этого
избежать".
Моя личная Америка
В Лос-Анджелес Ривз прибыл на стареньком "Вольво",
однако освоился довольно быстро. Сначала он снялся в малобюджетной
психодраме "Край реки", затем в комедии "Полёт". А участие в "Невероятных
приключениях Билла и Теда" и продолжении "Мнимое путешествие Билла
и Теда" чуть было не утвердило Ривза в амплуа героя тинэйджерского
кино. Однако ему это как-то не улыбалось.
Взрослости прибавила роль Дансени в фильме "Опасные
связи" Стивена Фрирса, одной из лучших экранизаций одноимённого
романа Шодерло де Лакло. Вторая сюжетная линия картины - ухаживание
благовоспитанного шевалье за героиней Умы Турман. Однако Ривз всё-таки
остаётся несколько в тени своих именитых коллег - Гленн Клоуз, представленной
к "Оскару" за роль маркизы де Мертейл, и Джона Малковича - виконта
де Вальмона, которого Дансени закалывает на дуэли.
Фильм "Я люблю тебя до смерти" свёл его с Ривером Фениксом,
представителем молодого поколения актёров, которых называли "новыми
Джеймсами Динами" или "бунтарями без причин". Вскоре Ривз и Феникс
обсуждали совместную работу в фильме Гаса Ван Сента "Мой личных
штат Айдахо", который стал хитом Венецианского фестиваля ‘91.
Свою разносторонность как актёр Ривз подтвердил и в
боевике "На гребне волны", в котором столкнулись агент ФБР (Ривз)
и отчаянный бандюга (Патрик Суйэзи), живущий по принципу пушкинского
персонажа: "лучше один раз напиться сырой крови, чем всю жизнь питаться
падалью".
В Америке к увлечениям Ривза прибавился серфинг. Киану
вообще по жизни весьма отчаянный малый: любит кататься на лошадях,
гонять на мотоцикле и может похвастаться массой травм и шрамов.
Однажды он участвовал в "демонической гонке" - езде на мотоцикле
по неосвещенной трассе - и так шикарно упал в каньоне Топанга, что
его госпитализировали.
Ривз в мейнстриме
Эпоха массового кино в жизни Ривза началась после его
участия в "Скорости". "Экшн" Яна де Бонта про заминированный автобус
получил два "Оскара", правда, не за актёров, а за автобус. Однако,
как ни странно, коммерческое кино принесло Ривзу больше разочарований,
особенно по сравнению с успехом его внеголливудских проектов.
После "Скорости" Киану стал сниматься в мелких и не
особенно успешных картинах. Сначала это был "Джонни Мнемоник" -
фантастический боевик про мужиков с хард-дисками в голове, в котором
сошлись актёры совершенно разных национальностей и кинематографических
течений, например, Такеси Китано и Дольф Лундгрен, Айс Ти и Удо
Кир. После провала "Мнемоника" Ривз снялся в средненькой "Цепной
реакции" и в откровенно приторном фильме "Чувствуя Миннесоту", который,
кажется, стоит смотреть только ради того, как Винсент Д’Онофрио
откусывает у нашего героя кусочек уха. Весьма невыразительной оказалась
мелодрама "Прогулка в облаках", хотя снял её легендарный мексиканец
Альфонсо Арау, учившийся у скандального Алехандро Ходоровски и снимавшего
очень удачные неамериканские драмы типа "Опалённых страстью". И
дело тут не в игре Ривза - иной раз он даже чересчур выделяется
в откровенно слабых фильмах. Проблема именно в качестве голливудского
мейнстрима, который способен уничтожить даже самые гениальные актёрские
явления.
Так было и в фильме про команду туповатых регбистов
"Дублёры", по сравнению с которой более выигрышным выглядит любой
футбольный матч (там, по крайней мере, не знаешь, кто победит),
и в "Наблюдателе", очередном фильме про маньяка, где Ривз появился
в амплуа злодея-садиста.
Набившей оскомину выглядит и мелодрама "Сладкий ноябрь",
появившаяся почти сразу за "Осенью в Нью-Йорке", где у Ричарда Гира
и Уайноны Райдер вышла примерно такая же сладкая осень, как и ноябрь
у героев Ривза и Шарлиз Терон. Наивный "Хардболл", где пьяница тренирует
команду чернокожих подростков, рассчитан, как будто, на детскую
аудиторию. Только если конфликт в отечественном детском кино исчерпывается
тем, что Петров ударил Васечкина азбукой по башке за то, что тот
донёс Леночке портфель до дома, то в Америки одного из подростков
непременно застрелят бандиты, вся команда будет в трауре, но обязательно
победит. Не проще ли было снять фильм про бейсбол без этой никому
не нужной социальной действительности?
Удача улыбнулась Ривзу лишь в фильме "Адвокат дьявола",
рассказывающем о том, что сатана совсем не краснокожий и рогатый
монстр, а похож на персонажа вроде Аль Пачино. Ещё шире удача улыбнулась
в "Матрице".
На гребне успеха
Братья Вачовски и сами, видимо, не поняли, почему студия
"Warner Bros" предложила написать сценарий и снять дорогое кино
именно им. До этого они отметились только боевиком "Bound" и сценарием
к "Убийцам" Ричарда Доннера. Но спорить Вачовски не стали, - счастливый
момент в карьере выпадает лишь раз в жизни, - и тут же сварганили
такое зрелище, которое всем очень пришлось по вкусу. Смешав фантастику
с мелодрамой, они сдобрили сей коктейль боевыми искусствами, частично
реализованными с помощью компьютера. Но кое-что актёрам пришлось
осваивать самим. Где-то в Австралии братья построили павильон, привязали
героев канатами и снимали, как они там летают и прыгают. Всё это
позволило затушевать откровенную слабость сценария.
После дикого успеха сразу было решено наснимать ещё
"Матриц". Пока Вачовски накрапали две. Сценарий второй "Матрицы:
перезагрузка" получился ещё менее интересным, однако спецэффекты
- более дорогими. Впрочем, сюжет, похоже, никого не волнует, все
ждут мочильни: кунг-фу, прыжков и зависающих в воздухе пуль.
Что касается участия Киану Ривза в фильме, то он явно не прогадал.
"Я потратил часть своей жизни на этот проект, поскольку был убеждён
в радикальном отличии картины от всего, что делается в данной области",
- объясняет он. Однако несмотря на то, что для Ривза "Матрица" оказалась
очень успешной после стольких неудач, остаётся впечатление, что
актёр не совсем доволен течением своей карьеры.
Главным
образом, тем, как объясняют его поворот от независимого кино к массовому.
А это объясняют всегда одинаково: высокими гонорарами. Поэтому Ривз
пытается заставить всех думать, что деньги здесь ни при чём. То
он жертвует часть гонорара, чтобы создатели "Дублёров" могли пригласить
Джина Хэкмена, то отказывается сниматься в главной роли в "Наблюдателе",
и только угроза судебного иска со стороны компании заставляет его
вернуться в проект. Последняя выходка артиста - просьба понизить
гонорар за продолжение "Матрицы" на два миллиона в пользу специалистов
по спецэффектам. И вообще последнее время Киану Ривз заметно скромничает.
"Мне не надо много удобств и места. Дайте кушетку, стол, газировку,
немного фруктов, и я буду доволен". |