Сегодня
в гостях у "Бумеранга" - киевские фантасты Марина
и Сергей Дяченко, авторы книг "Ведьмин век", "Магам
можно всё", "Армагед-дом" - и так далее, и
так далее...
- Однажды вы сказали, что самой большой творческой
удачей считаете роман "Пандем". А почему именно
его?
- Может быть, потому что он более всего нас "выпотрошил"?
Но если серьёзно - впервые мы поставили задачу написать роман-полифонию,
где не один-два главных героя, а много, и мы видим их жизнь,
эволюцию на протяжении десятилетий. Впервые мы замахнулись
на такой "глобальный" замысел. Моделируя мир, где
активно действует всеблагое, всеведущее и всемогущее существо,
мы попытались всячески избежать "поддавков". И не
случайно некоторые считают наш роман кошмарной антиутопией,
другие же яростно им возражают - это, мол, первая утопия нового
мира, в котором уже сегодня присутствует интернет и всерьёз
обсуждается такое явление как ноосфера - оболочка разума,
сумма цивилизаций, окружающая землю.
- Что касается проявлений цивилизации: почему
у вас в повести "Подземный ветер" воплощение Города
(Киева, наверное?) такое ужасное, а его "порождения"
- совсем не страшные?
– "Подземный ветер" - своего рода перекличка
с пьесой Леси Украинки "Лесная песнь". Порождения
Города - как и порождения Леса - бывают разные, милые и страшные,
но чужие человеку в любом случае. Город - мегаполис - в нашем
представлении довольно-таки хищный, душевно заскорузлый и
одновременно мудрый, ценящий каждое свое порождение, но не
прощающий предательства... Город в "Подземном ветре"
- это, конечно, Киев, но это и мегаполис вообще. Та же Москва,
по нашим ощущениям, намного более свирепая, она загрызла бы
Киев в первом же раунде...
- Меня давно мучает вопрос: если фэнтези не "современная",
"городская", то почему действие, как правило, происходит
в мире, похожем на европейское средневековье?
- Традиция, идущая, по-видимому, от Артуровских
легенд. Её ломают, и успешно: переносят действие в Японию,
в Китай, в ящик с высокими стенками и плотоядным осьминогом
внутри... Фэнтези требует некоторого, гм-м, "мифологического"
восприятия мира - а средневековье, реальное или вымышленное,
для этого отличный полигон.
- Кстати, насчет полигонов... Не проводились ли
по вашим книгам ролевые игры?
- Проводились, насколько нам известно. Например,
по роману "Ведьмин век", по повести "Оскол"...
На ролевом конвенте "Зиланткон" подходили люди и
говорили, что они уже играли по нашим книгам или собираются,
потому что это произведения очень "играбельные".
Вообще, насколько нам известно, игра получается тем лучше,
чем дальше уходит от текста. Для неё важнее всего созданный
в романе мир, взаимоотношения, правила... Вот по нашей последней
книге "Варан" получилась бы, наверное, интересная
игра.
- Часто ли вы бываете на фантастических фестивалях
и конвентах? Какие вам запомнились больше всего?
- Бывали довольно часто. Больше всего запомнились,
конечно же, первые: первый "Интерпресскон", первый
"Странник"... Тогда всё было внове, люди, знакомые
по сети, по книгам, обретали плоть; запомнилась атмосфера
радости, всеобщего подъёма какого-то, братания, объятий при
встрече и при расставании... Хорошее было время - середина
девяностых.
Теперь конвентов стало больше. Уже не получается
ездить всюду, куда приглашают. Иначе окажется, что на работу
совсем нет времени. Любителю фэнтези есть из чего выбрать.
В Подмосковье ежегодно проводится Роскон. Там собирается множество
разнообразных авторов, журналистов и фэнов. В Питере хранителем
традиций остается Интерпресскон. "Странник" - конвент
в основном профессионалов, он благородно-академичен, ассоциируется
с дворцами, камерными орекстрами. В Харькове есть "Звёздный
мост", демократичный, многолюдный, где традиционно много
встреч авторов и читателей, где вошло в традицию пейнтбольное
сражение "Фэнтези против НФ"... Ну, а наш киевский
"Портал" впервые пытается объединить литературу
и компьютерные игры, вообще выйти за границы традиционной
фантастики. Например, одна из премий - "Солнечная машина"
- была вручена Киевскому театру оперы и балета за "Историческую
роль в развитии ноосферы"...
Редакция благодарит издательство "Эксмо"
за помощь в подготовке материала.
|